Турист «оборзел» или туроператор?

Клиент из Самары попытался взыскать стоимость недополученного отдыха, но потерпел неудачу Типичная конфликтная ситуация: из-за задержки рейса турист поздно заселился в отель и считает, что туроператор должен ему денег. Тот вроде бы не против решить вопрос, но вот беда – потери стороны оценивают по-разному. Клиент требует 25 тысяч, а ему готовы вернуть лишь 2. Кто прав, а кто – «оборзел»? Ответ на этот вопрос недавно пришлось искать самарскому суду. Подробности – в постоянной рубрике HotLine.travel «Дела судебные». В зоне иска Материалы гражданского дела Советского судебного района г. Самары были опубликованы 10 мая на сайте Росправосудия. Гражданин Н. купил тур на троих на Пхукет с 7 по 19 ноября 2016 года за 149 800 рублей. Однако из-за задержки рейса в отель семья заселилась только 9 ноября. Судя по всему, на месте конфликт решить не удалось. По возвращении с отдыха, 28 декабря, мужчина предъявил претензию, как и полагается в таких случаях, – в письменном виде. Туроператор ООО «Пегас Самара» в ответ пообещал возместить 2 080 рублей 16 копеек, но турист оценил недополученные два дня отдыха в 24 966 рублей, видимо, взяв за ориентир всю стоимость тура. И обратился в суд. Как говорится в исковом заявлении, задержка чартерного рейса является нарушением п. 1 ст. 27 Закона РФ «О защите прав потребителей» об оказании услуг в срок, установленный договором, и за это несет ответственность туроператор. «Неправомерные действия (бездействие) перевозчика не освобождают туроператора от исполнения обязательств перед заказчиком туристского продукта. Поскольку ООО «Пегас Самара», от лица которого был заключен договор с истцом, является должником по договору и отвечает за действия привлеченных третьих лиц как за свои собственные (ст. 403 ГК РФ)», – сообщается на сайте суда в исковой части. Кроме того, истец указал, что за отказ в добровольном порядке исполнить требование потребителя с туроператора по закону надлежит взыскать штраф в размере 50 % от суммы. Также Н. счел, что ему нанесен моральный вред, и оценил его в 10 000 рублей, присовокупив еще и стоимость юридических услуг в размере 15 000 рублей. Аргументы туроператора Директор ООО «Пегас Самара» Игорь Тришин исковых требований не признал. Во-первых, потому, что компания ООО «Пегас Самара» самостоятельно не формирует туристский продукт, а реализует его под торговым знаком Pegas Touristik, сформированным иностранным туроператором Kreutzer Touristik GB Limited. В соответствии с этим моральный вред туристам компания причинить не могла, выступая посредником. Во-вторых, турист некорректно посчитал убытки, исходя из суммы стоимостей всех услуг, а все обязательства по договору были выполнены (перелет, трансфер, размещение, страховка). Информация же об особенностях чартерной перевозки есть на официальном сайте компании, а чартер является одним из условий договора. «Согласно информации, полученной от иностранного туроператора, стоимость одного дня проживания в отеле Phuket Orchid Resort в период 08.11.2016–19.11.2016 для туристов составила 65,26 долларов США. В зависимости от расписания вылета рейсов первый день путешествия часто, а последний – всегда – получаются неполными. … Первый день проживания туристов в отеле Phuket Orchid Resort начался в 14 часов 00 минут 08 ноября 2016 года и закончился в 12 часов 00 минут 09 ноября 2016 года. Таким образом, туристы не воспользовались услугами отеля только в период с 14 часов 00 минут 08 ноября 2016 года, до момента заселения по прилету 09 ноября 2016 года (до 12 часов дня) и могут претендовать на компенсацию ½ суток, что составляет 32,63 долларов США (= 2 080 рублей 16 копеек по действующему на тот момент курсу)», – объясняет туроператор. Компенсация в размере 2 080 рублей 16 копеек была выплачена истцу 14 апреля 2017 года. С позицией туроператора суд согласился. Исковые требования Н. к ООО «Пегас Самара» о возмещении убытков в связи с неисполнением условий договора оставили без удовлетворения. Мнение независимого юриста Анна Гладун, генеральный директор юридической компании «Гладун консалтинг»: «Такие инциденты происходят часто, и по закону задержка чартера – безусловно, проблема туроператора. Но, как правило, подобные вопросы решаются до суда, так как суммы убытков небольшие и редко превышают 100 евро. Судебные расходы в таких случаях для туристов более затратны и выходят больше самой компенсации. За незначительные суммы борются четыре типа туристов: у кого много свободного времени; сами юристы; у кого родственники / знакомые недавно закончили юридический, и им нужна практика; принципиальные. Но на самом деле единственное, что нужно людям, – это внимание, их обижает факт безразличия. Здесь налицо такой упущенный момент, если бы перед людьми вовремя извинились, объяснили ситуацию, на месте предложили какие-то бонусы, бесплатные экскурсии – суда бы не было. Своим клиентам мы рекомендуем поступать именно так, это намного дешевле и спокойнее, чем сражаться в судах».