Орловцам советуют изучить свои права перед турпоездкой

В канун сезона отпусков Роспотребнадзор напоминает орловцам алгоритм действий пассажира при задержке вылета самолета. В соответствии со статьей 795 Гражданского кодекса, за задержку отправления перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика. Статья 120 Воздушного кодекса (далее – ВК РФ) содержит специальную норму, в соответствии с которой, за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика. Бремя доказывания юридически значимых обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности перед пассажиром, так же как и отсутствия связанной с этим вины, лежит исключительно на перевозчике (часть 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункт 4 статьи 13 Закона Российской Федерации от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»). В случае отказа пассажира от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату (часть 2 статьи 795 Гражданского кодекса Российской Федерации). Таким образом, при задержке авиарейса пассажир вправе требовать от перевозчика возврата провозной платы, уплаченной за перевозку, а также уплаты штрафа в размере 25% установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы. В целях досудебного взыскания провозной платы, штрафа, предусмотренного статьей 120 ВК РФ, пострадавшим пассажирам необходимо предъявить претензию к перевозчику в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения, по усмотрению заявителя, в соответствии со статьей 124 ВК РФ. Претензия к перевозчику при внутренних воздушных перевозках может быть предъявлена в течение шести месяцев (статья 126 ВК РФ). В случае отказа перевозчика от удовлетворения претензионных требований пассажиров в добровольном порядке следует обращаться за защитой нарушенных прав в суд с соответствующим заявлением.