Лето всех отрезвит

Ждать ли радикального снижения цен на Крым, Сочи и другие российские курорты? Туроператоры и отельеры сообщают о резком падении спроса на пляжный отдых в России. Удастся ли спасти сезон? Ожидается ли повсеместное снижение цен? Похоже на обвал Если называть вещи своими именами, то на рынке организованного внутреннего туризма – обвал. «По нашим оценкам, спрос на отдых в Крыму сократился в среднем на 40–45 % от прошлогодних показателей, – говорит Андрей Пылов, директор крымской туроператорской компании «Турэтно». – Все заранее понимали: турпотоки будут сокращаться, но мало кто предвидел, что так резко. Отельеры пока пребывают в некоторой растерянности». Такого развития событий явно не ожидали и московские туроператоры – во всяком случае, накануне сезона они заявляли о расширении полетных планов по Крыму. Но сейчас столичные игроки не демонстрируют энтузиазма. Так, директор по продажам «НТК Интурист» Сергей Толчин в интервью HotLine.travel сказал, что продажи по Крыму не превышают прошлогоднего уровня. АЛЕАН сообщил о снижении. А «Дельфин» дал следующую оценку: количество заявок на майские туры в Крым снизились на 35–40 % от показателей 2016 года. Чуть менее выраженная, но тоже отрицательная динамика продаж наблюдается по континентальным пляжным курортам. «У нас лидер по падению турпотока – Сочи: минус 30 %. Наименьшее снижение наблюдается в Геленджике: минус 10 %», – комментирует Илья Уманский, гендиректор компании АЛЕАН. Самые очевидные причины перераспределения спроса – это открытие Турции и ослабление курсов иностранных валют по отношению к рублю. Но сказывается и другое обстоятельство: у подавляющего большинства российских отельеров продолжают расти ценовые аппетиты. «Осенью, на этапе контрактинга, мы видели, что цены в среднем поднялись на 10–15 %. Но при этом были, конечно, объекты, которые оставили прайсы на прошлогоднем уровне, а кто-то проиндексировал их на 25–30 %», – комментирует Сергей Ромашкин, директор «Дельфина». По наблюдениям Андрея Пылова, в Крыму некоторые отели подорожали и на 40 %, если же выводить «среднюю температуру по больнице», то это будет где-то плюс 15 % к уровню прошлого года. В клиентской среде это вызывает, мягко говоря, недоумение. «Очень серьезный вопрос – почему при снижении долларовых цен продолжают расти цены в рублях? Уже автомобили Porsche дешевеют, а отдых в России продолжает дорожать!» – так выразил точку зрения потребителей человек, который находится на передовой розничных продаж, – директор агентской сети «Розовый слон» Алексан Мкртчян. С отеля – три шкуры Если разобраться, то на цены в сфере внутреннего туризма влияет целый ряд факторов – как объективных, так и субъективных. Во-первых, у отельеров объективно растет себестоимость бизнеса. «Дело не в том, что здесь все жадные. Подавляющее большинство объектов размещения у нас в минусах, идет борьба за сокращение убытков, а не за прибыль», – заявляет Дмитрий Богданов, директор сочинского санатория «Знание». И приводит аргументы. В течение 2016–2017 годов отчисления в бюджет за землю, на которой находится его санаторий, увеличились на 100 %. За аренду пляжа в этом году приходится платить в 42 раза больше, чем раньше. Плюс к тому у отелей увеличиваются коммунальные расходы, фонды заработной платы – кстати, их к этому тоже побуждают представители власти. Пополнить казну и проявить заботу о «населении» – вполне понятное стремление, но надо иметь в виду, как это влияет на себестоимость гостиничного сервиса. И не требовать от хозяйственников невозможного. Необходимо отметить, что наиболее резкий рост производственных расходов за минувшие три года наблюдается у крымчан. Полуостров перешел с украинских поставок на российские, изменилась система налогообложения, ситуация на рынке труда – словом, в Крыму теперь другая жизнь. И, соответственно, другие цены. All inclusive? Да, но по ценам BB Второй фактор, влияющий на прайсы в отелях, – погоня за модой на All inclusive. Объекты, которые внедряют этот формат сервиса, неизбежно дорожают процентов на 25. Саму идею отдыха по системе «Всё включено» клиенты приветствуют, но доплачивать за него чаще всего не готовы, делится наблюдениями Сергей Ромашкин. Из экономии многие предпочитают бронировать отель на завтраках, предполагая, что обедать и ужинать будут на пляже, или в городе, или вообще кушать не будут, шутит эксперт. По его мнению, в сложившейся ситуации переход на All inclusive привлечет клиентуру только при условии, что цена при этом не изменится, а это, как мы понимаем, нереально. Андрей Пылов тоже наблюдал неудачные эксперименты отельеров с форматами сервиса: «Клиенты быстро разобрались, что такое All inclusive по-крымски, и теперь представляют более точно, сколько за это они готовы доплачивать». Наконец, третий фактор, повлиявший на гостиничные тарифы в сфере внутреннего туризма, – это головокружение отельеров от шквального спроса в 2016 году. Вполне обычный синдром, который наблюдается на всех туристических направлениях после особенно активных сезонов. Ну, и свою лепту в игру на повышение вносит государство: в апреле Комиссия по законопроектной деятельности при Правительстве РФ одобрила план по введению курортного сбора в Крыму, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях. Это будет примерно 100 руб. с человека в сутки – пустячок, как говорится, а тоже клиентам расход. Подобные сборы практикуются во многих странах мира, но мы для введения такой практики выбрали отнюдь не самый удачный момент. Подешевеют, но будет поздно Итак, в этом году конъюнктура туристического рынка сложилась не в пользу внутреннего туризма, отельеры усилили отрицательный тренд за счет повышения цен. Теперь вопрос, что с этим делать. Как сказал классик: «…Покоряться ль пращам и стрелам яростной судьбы иль, ополчась на море смут, сразить их?» (Хотя бы сделать такую попытку.) Илья Уманский не ждет от отельеров чего-то подобного: «Судя по опыту, мало кто из них внимательно следит за динамикой продаж и может вовремя отреагировать на снижение спроса. Обычно это делается, когда уже сложно что-то исправить». И действительно, спецпредложения от гостиниц носят точечный характер. «Трудно сказать, как будут отельеры действовать дальше – постараются привлечь туристов или же махнут рукой: всё, сезон не удался, так тому и быть. Зная наш крымский менталитет, я этому не удивлюсь», – комментирует Андрей Пылов. Сергей Ромашкин планирует ближе к середине мая обсудить с партнерами-отельерами динамику продаж и возможность дальнейших ценовых корректировок. Но в целом склоняется к мысли, что «этот сезон они провалят» и потом уже сделают оргвыводы. Справедливости ради надо отметить, что в гостиничном бизнесе есть игроки, которые применяют новаторские подходы к формированию прайсов. Так, сеть «Ателика» в этом году внедрила динамическое ценообразование, и реакция на колебания спроса там происходит теперь в зависимости от интенсивности бронирований. В определенные даты гости имели возможность бронировать номера со скидками до 40 % от базовых цен, говорит руководитель «Ателики» Алексей Высоканов. Для туроператоров тоже предлагались SPO. «Но когда загрузка начнет расти, будем продаваться дорого». В свою ценовую игру на внутреннем рынке играет и «Библио Глобус» – прежде всего, в Сочи, где он взял в управление столь крупный объект, как «Азимут». Можно не сомневаться, что здесь реакция на колебания спроса будет весьма оперативной. Но в целом… Нетемная полоса В целом, для отечественного пляжного рынка после светлой полосы начинается… другая. Не назовем ее темной, ибо она точно принесет бизнесу определенную пользу. Лето-2017 отрезвит всех, кто пребывал в иллюзиях относительно реального спроса на внутренний туризм. Кого-то побудит корректировать ценовую политику, работать над сервисом, заниматься маркетингом. А туроператоры из числа старожилов находят еще один повод для оптимизма: их конкуренты – тяжеловесы массового туризма – ослабят прессинг, поскольку частично переключат внимание на свои традиционные выездные направления. Так что во всем свои плюсы. Будем следить за развитием ситуации.