Аэропорт Рощино наращивает массу

Авиация В начале 2017 года была завершена четырехлетняя реконструкция тюменского аэропорта Рощино (входит в группу «Новапорт»). В результате его пропускная способность увеличилась до 5 млн пассажиров в год, а площадь — до 27 тыс. кв. м. По итогам первого квартала аэропорт увеличил пассажиропоток почти на треть, при этом количество пассажиров международных рейсов выросло почти на 80%. В планах аэропорта получить статус межрегионального хаба и увеличить пассажиропоток на 200 тыс. человек за год. В первый квартал 2017 года пассажиропоток аэропорта Рощино превысил 334 тыс. человек, что на 26% больше аналогичного периода 2016 года. По данным пресс-службы губернатора Тюменской области, показатели перевозок по российским направлениям выросли на 24% (236 тыс. пассажиров), а по международным — на 79% (более 18 тыс. человек). Также выросло общее количество вылетов самолетов — 2,3 тыс., что на 10% выше первых трех месяцев 2016 года. Такой рост объясняется в первую очередь расширением возможностей аэропорта после завершения четырехлетней реконструкции стоимостью 4 млрд руб. Сейчас площадь терминала Рощино составляет 27 тыс. кв. м (до реконструкции — 6,5 тыс. кв. м), пассажиров обслуживают 15 стоек регистрации, пять из которых работают на международные рейсы. Международный аэропорт Рощино с 2014 года принадлежит аэропортовой сети «Новапорт». Находится в 13 км к западу от Тюмени. Имеет две взлетно-посадочные полосы, один аэровокзальный комплекс, который предназначен для обслуживания пассажиров внутренних и международных рейсов. Допущен к приему 23 типов воздушных судов и всех типов вертолетов. В 2016 году полеты из Рощино осуществлялись в 49 регулярных и чартерных направлениях, включая 11 международных и 38 внутренних. Рейсы выполняла 71 авиакомпания, 20 из них работали на регулярной основе. Годовой пассажиропоток аэропорта по итогам 2016 года составил 1,5 млн пассажиров и на 8,5% превысил показатели 2015 года. Региональные позиции На торжественном открытии аэровокзала полпред УрФО Игорь Холманских заявлял, что «Рощино станет визитной карточкой региона и всего Уральского округа, поможет его дальнейшему экономическому развитию, привлечению инвестиций и новых деловых кругов». «Основной акцент ставится на развитие Рощино, как главных «ворот Тюменской области». Мы добиваемся того, чтобы жителям Тюмени и автономных северных округов было максимально удобно пользоваться авиасообщением», — рассказал начальник отдела авиационной деятельности Рощино Михаил Русаков. Задачу целенаправленно развивать внутреннее авиасообщение неоднократно ставил губернатор Владимир Якушев. «Наша стратегическая цель — вернуть аэропорту статус межрегионального хаба, каким он был в советское время», — отмечал губернатор. В конце 2016 года число рейсов внутри Тюменской области, ХМАО и ЯНАО возросло более чем на 20%. Сюда вошли такие маршруты, как Салехард, Сургут, Надым, Ханты-Мансийск, Нижневартовск, Урай, Советский, Ноябрьск и Нягань. В 2017 году решением Росавиации количество маршрутов, субсидируемых из федерального бюджета, снизилось с восьми до шести. Региональное правительство выступило в поддержку внутренних перелетов из Рощино и заявило о готовности софинансировать девять направлений: в Омск, Барнаул, Уфу, Томск, Усинск, Самару, Казань, поселок Стрежевой и Минеральные Воды. Среди аэропортов УрФО по итогам 2016 года Рощино занимал второе место по количеству перевезенных пассажиров (1,5 млн человек), уступая только екатеринбургскому Кольцово (4,2 млн человек). При этом по темпам наращивания годового пассажиропотока тюменский аэровокзал находился на первом месте. С показателем прироста в 8,5% он обошел не только соседние аэропорты Сургута (пассажиропоток увеличился на 4,7% и составил 1,48 млн человек) и Нового Уренгоя (прирост 3%, 896,5 тыс. человек), но и Кольцово (прирост 0,9%). Трансферный рывок Как отмечает исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев, главное новшество реконструированного аэропорта — обслуживание трансферных пассажиров, совершающих пересадку в Тюмени на рейсах внутренних линий. «В предыдущей конфигурации терминала этого не было в принципе. Сейчас для этого существует специальный трансферный коридор. Пассажиры, не получая багаж, проходят на второй этаж в накопитель, а также при необходимости регистрируются на следующий рейс и все это упрощает путешествие», — рассказал он. По его мнению, аэропорт создал достойные необходимые условия, а также активно помогает при взаимодействии компаний, организующих пересадки. По итогам 2016 года количество трансферных пассажиров увеличилось на 38% и составило 12,4 тыс. человек. По словам Михаила Русакова, с июня 2016 года команда аэропорта реализует стратегию по созданию на базе тюменского аэропорта крупного стыковочного узла. В ходе реконструкции Рощино получил статус 2Э, который позволяет совершать стыковочные перевозки на рейсах авиакомпаний, заключивших многостороннее соглашение М2Closedfare. «Благодаря наличию такого соглашения пассажиры, следуя через тюменский аэропорт, могут приобретать единый билет до конечной точки маршрута по сквозному тарифу. Такой авиабилет обойдется пассажиру дешевле, чем приобретение двух авиабилетов на две разные авиакомпании, а также гарантирует ему доставку до конечного пункта даже в случае задержки при перелете до аэропорта стыковки. При этом пассажиру доступна сразу вся маршрутная сеть авиакомпаний-участников соглашения», — поясняет Михаил Русаков. О том, что трансфертным пассажирам удается экономить в Тюмени, говорит и Олег Пантелеев. «Пассажиры, выбирают Тюмень в качестве пересадки, потому что время стыковки достаточно небольшое, совокупная продолжительность полета увеличивается не драматично»,— отмечает аналитик. Сейчас в программе М2 тюменского аэропорта участвуют четыре перевозчика: «Оренбуржье», «Руслайн», «ЮТэйр» и «Ямал». По словам господина Русакова, это позволит обеспечить для пассажиров перелеты по более чем 500 маршрутам с различных направлений со стыковкой в Тюмени. Разлет на 2017 год В 2017 году Рощино стал базовым аэрохабом для авиакомпании «Ямал» (принадлежит ЯНАО). Как отмечал губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин, в перспективе также рассматривается вариант создания в тюменском авиаузле современной ремонтной базы для парка самолетов АК «Ямал». С мая 2017 года авиакомпания открывает регулярные рейсы из Тюмени по семи новым направлениям: Самара, Ростов-на-Дону, Казань, Нижний Новгород, Краснодар, Минеральные воды, Талакан. «Также увеличится частота популярных направлений в Сочи, Симферополь, Анапу, Геленджик, Новосибирск, Красноярск, Екатеринбург», — сообщают в компании. По словам Михаила Русакова, ведется работа по привлечению авиакомпаний для выполнения рейсов в другие города России, ближнее зарубежье и восточные направления. «В планах — проработка организации полетов в Казахстан (Астана, Алматы), Киргизию (Бишкек, Ош) и Китай (Урумчи, Пекин)», — уточнил представитель аэропорта. Ожидается, что всего в 2017 году маршрутная сеть аэропорта Рощино увеличится до 52 направлений полетов. В международных рейсах будет сделан акцент на популярные направления: кроме маршрутов в Ларнаку, Тунис, Бургас, Анталию, откроются направления в Салоники авиакомпании Ellinair и Стамбул авиакомпании AtlasGlobal. По мнению Олега Пантелеева, для тюменского аэропорта открытие даже нескольких популярных направлений даст серьезный прирост международного пассажиропотока. В 2017 году Рощино планирует увеличить пассажиропоток на 200 тыс. человек. «Все инфраструктурные преобразования аэропорта позволяют обслужить 1,7 млн пассажиров, на которые рассчитывают в Тюмени. Однако не все при оценке годового пассажиропотока зависит от аэропорта», — считает Олег Пантелеев. По его мнению, вопрос в том, как авиакомпании будут развивать свои маршрутные сети и каков будет спрос на перевозки. «Сейчас из-за укрепления рубля и отложенного спроса рост пассажиропотока заметен, и это тенденция не только тюменского аэропорта. Можно ожидать, что летом пассажиропоток замедлится. Это случится, в том числе, из-за сезонного повышения цен. Но поставленные показатели Рощино, скорее всего, достигнет», — заключил эксперт. Алиса Глазкова