Турагент-правдоруб потребовал разъяснений от TUI

Пока турагенты изливают эмоции в Фейсбуке, туроператоры мечтают обнулить комиссию Турагент Антон Горальчук опубликовал в группе директоров и владельцев турагентств на Фейсбуке пост гнева: он возмущен тем, что туроператор TUI продает по промотарифам собственные отели, которых нет в ассортименте конкурентов. По мнению турагента, компания необоснованно лишает розницу половины заработка, и призывает добиваться ответа от руководства. Корреспондент Hotline.travel выяснил, что думают по этому поводу в TUI, а заодно – что показал сам факт появления такого обращения. Как рассказал Hotline.travel Антон Горальчук, поводом к выступлению в профильном сообществе в соцсетях стал его личный опыт. Подбирая варианты отдыха в Турции для одного из клиентов, он обнаружил, что на работающий под брендом TUI отель TUI Fun&Sun Club Saphire 5* в Кемере туроператор TUI дает комиссию 7%, а «обычный» тариф дороже процентов на 8–9. «Я могу понять, когда один и тот же вариант размещения продают много туроператоров, и для сохранения позиций ТО вынуждены манипулировать ценой. Но здесь явно не тот случай», – считает Антон. Автор поста уверен, что для туриста нет особой разницы – заплатить за отдых в этом отеле с двумя детьми 156 тысяч рублей или 168 тысяч, зато для турагентства разница принципиальная. И рубит сплеча: мол, туроператор украл у агентства половину дохода. Его недоумение вызывает тот факт, что TUI буквально накануне заявил об увеличении максимальной планки агентского вознаграждения – до 14%, и по факту получается, что воспользоваться этим он не дает. Антон Горальчук не считает нужным выяснять, кто конкретно принимал данное решение, заявляя, что «виноват в этом только один человек». Это Тарас Демура, который на правах директора TUI по определению отвечает за все, что происходит в компании. Коллегам автор поста посоветовал «не плакаться», а во время предстоящего выезда партнеров TUI в Турцию вместо возлияний и вечеринок добиться ответа от того же Тараса Демуры, почему так происходит. Эти же вопросы он призвал задавать и другим туроператорам – «Пегасу», «Коралу», «Анексу», «Интуристу». «В Германии несколько лет назад турагентские объединения отстояли свои позиции, когда TUI предпринял такие же недружелюбные шаги; пора агентствам в России также научиться отстаивать свои интересы», – заключает он. Корреспондент Hotline.travel обратился за разъяснениями в TUI. От компании ситуацию прокомментировал Али Микаилов, руководитель отдела по развитию партнерской сети. По его словам, действительно, по некоторым отелям присутствует только один тариф. «Я не отрицаю, но это частный случай. Начиная с июня на весь сезон у нас будут разные тарифы», – заверил г-н Микаилов. Кстати, в «Пегасе» тоже отметили, что иногда продают по промотарифам отели, находящиеся в управлении, но не системно. Такая ситуация возникает исключительно тогда, когда необходимо подогреть спрос. Ответ, в общем-то, ожидаемый. Тут можно было бы и закончить, но так как конфликты по поводу размера вознаграждения между туроператорами и турагентами в последнее время случаются все чаще, стоит разобраться в том, что вообще сейчас происходит на рынке. Этот пример показывает, что несмотря на некое общее оживление в сфере выездного туризма, единственным эффективным инструментом продвижения своего продукта туроператоры по-прежнему считают цену. Зарабатывать проблематично даже на эксклюзиве и даже на Турции. С одной стороны, бум продаж, с другой – переизбыток предложения, так как объемы авиаперевозки на курорты этой страны заявлены фантастические. Кроме того, за происходящим в турбизнесе пристально следит государство, которое все чаще дает сигналы, что хотело бы получать с бизнеса больше налогов. Туроператоры понимают, что работать на обороте больше нельзя, и пытаются увеличить доходы, одновременно снижая издержки, к которым относятся и расходы на дистрибуцию. Отсюда и ставшие уже перманентными выплески эмоций по поводу размера вознаграждения. Туроператоры считают, что их розничные партнеры не понимают процессов, происходящих в экономике, и призывают делить не только доходы, но и риски, а те уверены, что поставщики лицемерят, решают свои проблемы за их счет и пилят сук, на котором сидят. Как выйти из этого клинча – неясно. Один из экспертов-туроператоров поделился с Hotline.travel мечтой: мы вообще не платим комиссию, все продаем по ценам нетто, а агентства сами добавляют сервисный сбор и регулируют его размер исходя из собственных навыков и аппетитов. Но в этом случае появляется еще более острая проблема – как приучить потребителя к тому, что платить за услуги агентства придется именно ему?