До чего докатились

Горнолыжные рейтинги: итоги сезона-2016/2017 Рейтинг популярности горнолыжных направлений, подготовленный по данным опроса турфирм Москвы, чётко отражает приоритеты катальщика, который сегодня пользуется услугами турфирм. Он стремится сократить расходы, но при этом получить привычный уровень сервиса, да ещё и максимум разнообразного экспириенса за одну поездку. Кому из туроператоров в этом контексте отдают предпочтения турагентства Москвы? Направления в приоритете Таблица 1. Рейтинг популярности горнолыжных направлений туризма (Москва и Московская область) (итог сезона зима-2016/2017) Направление Итог сезона зима-2016/17, % Итог сезона зима-2015/16, % +/- Андорра 25,4 21,3 ▲4,1 Россия 18,1 18,7 ▼0,6 Италия 17,1 20,1 ▼3,0 Австрия 16,6 17,4 ▼0,8 Болгария 14,4 12,0 ▲2,4 Франция 6,1 8,4 ▼2,3 В таблице представлен рейтинг популярности направлений, подготовленный Службой «БАНКО» в качестве итога сезона зима-2016/2017. Он приводится в сравнении с аналогичными исследованиями, сделанными накануне сезона зима-2016/2017. Все данные получены в ходе опроса топ-менеджеров более 300 турфирм Москвы. Репрезентативные выборки составлены на основе базы данных Службы «БАНКО». По итогам зимы-2016/2017 в топ-листе горнолыжных стран укрепились тенденции, отмеченные в прошлом сезоне. Опрос московских турагентств показал (см. методику), что продолжают расти котировки Андорры, которая сохранила пальму первенства и значительно улучшила индивидуальный рейтинг – более чем на 4 % голосов. Демократичные цены при европейском качестве обслуживания всегда ставили это направление особняком на горнолыжном рынке. А сейчас Андорра набирает очки ещё и за счёт того, что её активно раскручивают поточные туроператоры. Им удобно работать в этой стране, которую можно назвать зимним сателлитом Испании. Здесь те же принимающие структуры и отельные бренды, аналогичные обычаи делового оборота. В комфортной для себя среде производители конвейерного продукта форсируют объёмы, оптимизируют тарифы, привлекают сюда лояльные им розничные силы. А для потребителя дополнительное преимущество Андорры состоит в том, что помимо катания здесь хороший шопинг и развитая SPA-индустрия. Перспектива получить всё это в одном пакете – убедительный аргумент для массового клиента со средним бюджетом, именуемого в отрасли метким термином – «горнопляжник». Остаётся, конечно, публика, которая ни на что не променяет Альпы, но она уже в значительной степени потеряна для организованного туризма. Эти люди с их опытом путешествий всё чаще бронируют услуги самостоятельно, тем более что многие отельеры в Альпах ориентированы на прямые продажи и дают весьма скромные комиссионные оптовикам. Предсказуемо сужается круг туроператоров, специализирующихся на альпийских странах, рейтинг которых, соответственно, снижается в агентской среде. В тoп-3 держится только Италия, но и она недобрала 3 % голосов московских турфирм до собственного итогового результата годичной давности, а потому переместилась со второй на третью строчку, пропустив вперёд Россию. При этом индивидуальная котировка России не растёт, как было в течение двух предыдущих сезонов, а остаётся стабильной. Возможно, отечественные курорты достигли своего пика. Как по критерию популярности в клиентской и профессиональной среде, так и по фактической загрузке, поскольку в периоды активного спроса они работают на пределе мощностей. В завершение комментария к рейтингу направлений поговорим о Болгарии. Помимо Андорры это единственная страна, чья популярность растёт, – по итогам зимы-2016/2017 Болгария набрала на 2,4 % голосов московских турфирм больше, чем в ходе аналогичного исследования за прошлый год. Причины очевидны: это самое экономичное направление горнолыжного отдыха. А цена для многих туристов остаётся главным критерием при выборе маршрутов отпускной миграции. На волне спроса Теперь о рейтингах туроператоров. Здесь они представлены в двух форматах. Во-первых, сводный топ-лист компаний, набравших максимальное количество голосов московских турфирм по всем востребованным горнолыжным направлениям. И, во-вторых, таблица, где представлены пары лидеров по каждой стране отдельно. В общем зачёте традиционно лидирует PAC GROUP, который вопреки общему тренду сохраняет специализацию на Альпах и придерживается здесь наступательной тактики – наращивает объёмы, ищет новые решения как в транспортной сфере, так и по наземному обслуживанию. Соответственно, он стягивает на себя значительную часть клиентуры на фоне ослабевающей активности конкурентов. Необходимо отметить, что в ходе голосования специалисты московских турфирм выдвигали PAC GROUP также в рейтинги по России и Андорре, которые у компании присутствуют как ассортиментные направления. Стало быть, тактика широкого географического охвата даёт свои результаты. Но в затылок лидеру дышит конкурент – «Библио Глобус», переместившийся с прошлогодней четвёртой на вторую строчку сводного топ-листа. Взрывной рост его котировки – плюс 8,5 % голосов московских турфирм к итоговому показателю за сезон-2015/2016 – объясняется растущей активностью туроператора именно на тех направлениях, которые сейчас на волне спроса: Андорра (второе место), Россия и Болгария (первая позиция по обеим странам). Для ассортимента есть Австрия и Италия, и это тоже приносит свои рейтинговые дивиденды. Козыри тех же мастей на руках у Coral Travel, который занимает в общем зачёте третью позицию, а год назад довольствовался шестой. Двукратный рост его индивидуального показателя в общем зачёте обеспечен «серебром» в рейтингах по Андорре, России, Австрии и значительным количеством предпочтений по Болгарии и Италии. Среди других туроператоров значимый рост котировки показывает только ANEX Tour. Он поймал волну спроса на Андорру и Болгарию и продвинулся с восьмой на пятую строчку сводного рейтинга с почти 3 %-ным ростом индивидуальной котировки. В заключение необходимо отметить: в сводном рейтинге по горным лыжам появилось новое имя – на девятой строчке засветился АЛЕАН. Для узкого специалиста по России это достижение. Таблица 2. Топ-лист: туроператоры горнолыжного рынка (итог сезона зима-2016/2017) Направление Голоса, % Направления** PAC GROUP 19,2 Италия, Австрия, Франция, Швейцария, Андорра, Россия Библио Глобус 18,7 Андорра, Болгария, Россия, Австрия, Италия Coral Travel 10,7 Андорра, Австрия, Россия, Болгария, Италия TUI Россия 9,3 Болгария, Италия, Андорра, Австрия ANEX Tour 7,6 Андорра, Болгария TEZ Tour 6,1 Андорра, Австрия, Италия Джет Трэвел 5,3 Франция, Италия, Австрия Натали Турс 4,8 Австрия, Андорра, Италия НТК Интурист 4,3 Австрия, Болгария, Италия ICS 2,4 Болгария, Австрия АЛЕАН 2,0 Россия Пегас Туристик 1,9 Россия Sunmar 1,2 Андорра ДАНКО 1,0 Италия Топ-лист туроператоров горнолыжного рынка составлен в результате опроса топ-менеджеров более 300 турфирм Москвы, имеющих практику продаж горнолыжных туров. Голоса, набранные турфирмами по всем горнолыжным направлениям, суммировались. За 100 % было принято общее число упоминаний туроператоров по всем направлениям. Четырнадцать компаний, набравших в сумме наибольшее количество голосов, представлены в таблице с указанием направлений, по которым они получили значимое число голосов. Шрифтом выделены направления в рейтинге, по которым туроператор занял 1-е или 2-е место. ** Направления, по которым туроператор получил значимое число голосов. Таблица 3. Туроператоры – лидеры рейтингов предпочтений сотрудничества по наиболее популярным направлениям горнолыжного туризма (итог сезона зима-2016/2017) № Туроператор Направление Голоса, % 1 Андорра ANEX Tour 20,4 Библио Глобус 15,2 Coral Travel 15,2 2 Италия PAC GROUP 31,8 TUI Россия 12,7 3 Россия Библио Глобус 52,2 Coral Travel 14,0 4 Австрия PAC GROUP 25,8 Coral Travel 11,8 5 Болгария Библио Глобус 21,6 TUI Россия 19,3 6 Франция PAC GROUP 51,9 Джет Трэвел 20,8 7 Швейцария PAC GROUP 52,8 Данный рейтинг получен в результате опроса топ-менеджеров более 300 московских компаний, имеющих практику продаж горнолыжных туров. Репрезентативная выборка составлена на основе базы данных Службы «БАНКО». За 100 % было принято общее число упоминаний туроператоров по каждому рассматриваемому направлению. В таблицу включены туроператоры, занявшие 1-е и 2-е места по каждому из направлений.