Ещё

Правила поведения на стойбище номадов 

Фото: Федеральная служба судебных приставов
С 23 по 25 марта в Салехарде состоялся Форум коренных и малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России (КМНС), в рамках которого прошёл XVIII съезд Ассоциации. А в субботу делегаты побывали на Дне оленевода, который традиционно проводится в последнее воскресенье марта.
Эти события широко освещены в СМИ, интернет пестрит фотографиями и бурлит комментариями. Обсуждались важные вопросы, касающиеся дальнейшей жизни аборигенов Севера. Подробно об этом писало ИА «Уральский меридиан»
Кроме этого, мероприятия вызвали интерес у любителей туризма. Даже можно не сомневаться, что найдутся те, кто захочет приехать на Ямал, чтобы своими глазами посмотреть, как живут оленеводы в естественной для них среде обитания (во всяком случае, меня уже спрашивали в соцсетях, интересовались подробностями). Ямальские туристические агентства организуют поездку на стойбища оленеводов. Кстати, в последние годы эту нишу туризма активно занимают частники-оленеводы, которые сами могут привезти и отвезти туристов на стойбища, или прокатить по ямальским тундрам любого желающего.
К большому сожалению, многие ищущие приключений абсолютно не знают местных традиций номадов, так называли кочевников до революции, зачастую нарушают их. Безусловно, это происходит не по какому-то злому умыслу, но из-за этого могут возникнуть различные конфликты. Чтобы избежать этих опасных проблем, была выпущена книга Наталии Цымбалистенко и Виктора Паршукова, «Популярная этнология. Для государственных служащих, мигрантов и вахтовиков ЯНАО». Надо отметить, что получилась своеобразная энциклопедия из жизни коренных народов Ямала, о которой многие приезжие имеют весьма слабое представление. Впрочем, и до этого предпринимались попытки познакомить приезжих с элементарными правилами поведения на стойбище оленеводов.
Хочу особо отметить — ямальские номады, народ весьма наблюдательный и быстро раскусят гостя, и информация о нём быстро разлетится по всем тундрам Ямало-Ненецкого автономного округа, поэтому знающие люди дают несколько простых рекомендаций, которые помогут избежать неприятных моментов.
В первую очередь надо чётко знать, времена года здесь разительно отличаются от южных. Например, если в Москве уже начинают распускаться листья, то в Заполярье ещё лежит снег, стоят морозы, в любой момент может начаться многодневная пурга, ломающие все планы беспечных южан. Поэтому особое внимание следует уделить одежде.
Но не это самое важное. Дело в том, что для большинства приехавших с Большой земли в тундру жизнь номадов, кажется дикой и непонятной. На самом деле все их традиции апробировались веками непростой жизни в суровом Заполярье. И нарушения многих табу может привести к тяжёлым последствиям.
Впрочем, многие правила поведения на стойбище оленеводов просты и запомнить их легко. Самое главное, здесь надо вести себя по человечески, не хамить, не кичиться своей цивилизованностью. Напомним, у ямальских аборигенов есть своя, древняя цивилизация, хоть и не техногенная, но они живут в ладу с окружающей природой и чувствуют себя в суровом Заполярье вполне комфортно. И ещё один немаловажный момент, оленевод профессия непростая, требующая постоянного внимания 24 часа в сутки без выходных, поэтому приезд гостей вызывает у них дополнительные хлопоты. Хотя гостям они всегда рады, и в случае необходимости помогут, чем смогут.
Кстати, многие оленеводы и рыбаки живут небогато, поэтому с собой нужно брать продукты. Во время трапезы в чуме надо соблюдать несколько правил. Например, женщины не садятся одновременно с мужчинами за стол, впрочем, гостей из города это мало касается. Кстати, чаепитие многих застаёт врасплох. Радушная хозяйка постоянно подливает чай в кружку, тундровики очень любят пить чай, и чтобы показать, что достаточно, нужно просто перевернуть кружку вверх дном и поставить на блюдце А если уже насытился, нельзя сразу же вставать из-за стола, потому что по поверьям гость может унести с собой достаток, чтобы этого не произошло, хозяйка держится обеими руками за стол. Впрочем, некоторые традиции уже уходят в прошлое.
Среди горожан, абсолютно не знающих нюансы тундровой жизни, бытует устойчивое мнение — все кочевники пьют много горячительных напитков. Поверьте, это далеко не так, многие из них вообще трезвенники, к тому же если злоупотреблять «огненной водой», то можно в одночасье потерять оленей, а для оленеводов эти животные смысл всей жизни, их кормильцы. Ну и надо учесть ещё один немаловажный момент, подобные застолья могут закончиться неожиданно трагически, превратившись из дружеского общения в скандал со всеми вытекающими последствиями, для примера посмотрите полицейские сводки вашего города и поймёте к чему может привести «зелёный змий». Потому многие бывалые путешественники не советуют ставить бутылку на стол, потому что в бескрайней тундре последствия могут быть самыми непредсказуемыми. Хотя можно водку подарить, но потом, перед отъездом, потому что в этом беспокойном хозяйстве она бывает очень нужна.
Разговоры с оленеводами можно вести на любые темы, все закончили школу, служили в армии, многие внимательно следят за событиями в стране и мире, имеют своё мнение, иногда весьма оригинальные и своеобразные. Но и здесь есть табу.
Для многих людей, впервые попавших на стойбище, вызывает удивление, почти в каждом чуме на полочке стоят иконы (в основном они поклоняются Николаю Чудотворцу), а рядом лежат языческие куклы. Дело в том, что уже несколько веков у ямальских номадов мирно уживаются две религии — православная и языческая. Но распространяться на эту тему они не любят, так что донимать их досужими расспросами не стоит, захотят, сами расскажут. Недаром есть пословица, в чужой монастырь со своим уставом не суйся.
На самом стойбище есть несколько табу. Например, женщинам нельзя переступать через лежащие на земле вещи, принадлежащие мужчинам. Нельзя приближаться к священной нарте, обычно она стоит сзади чума.
Добавим, что категорически нельзя приезжать на стойбище со своими собаками, ведь четвероногие друзья человека, выросшие в городских условиях, совершенно не знают, как вести себя здесь, а олень для них становится просто добычей. Я знаю, что были подобные случаи, когда собаки путешественников задирали оленей. А кроме этого, у номадов есть свои оленегонные лайки, и как поведут себя собаки в этих случаях трудно представить. Мне рассказывали ненцы, что даже между лайками, живущими в разных стойбищах, иногда бывают кровопролитные драки.
И ещё, в конце статьи добавлю несколько слов о подарках. Здесь ничего сложного, мужчинам дарят ножи или необходимые в хозяйстве вещи. Женщинам и девушкам украшения (но не клипсы, они могут легко соскочить с ушей и потеряться. А девушки везде остаются сами собой и расстроятся). Из посуды можно привести чайную пару — чашку с блюдцем. Дети обрадуются сладостям и фруктам. Из продуктов оленеводов и рыбаков порадуют свежие хлебобулочные изделия, сгущённое молоко и т.д.
Сейчас этнографы и опытные путешественники, замечают, некоторые традиции у оленеводов безвозвратно уходят в прошлое, но гостям всё же не мешает следовать им, тем более, как видите, это совсем несложно. Но зато это только вызовет у хозяев уважение и в следующий раз они вас встретят радушно.
Автор фотографий — Ирина Косачева. Источник: сайт Вести Ямал, личная страница автора в Фейсбук
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео