Когда доходы отдыхают

Искусственно снизить цены на туристические услуги в России невозможно После февральского инвестиционного форума в Сочи, на котором глава Ростуризма заявил о необходимости поэтапного снижения цен на туристические услуги, у экспертов и участников рынка появилось много вопросов о возможности реализации этой инициативы. По мнению вице-президента «Опоры России» Алексея Кожевникова, искусственно даже остановить рост цен вряд ли получится. Почему – читайте в его колонке на HotLine.travel. На Российском инвестиционном форуме в Сочи, где премьер-министр Дмитрий Медведев провозгласил завершение экономического кризиса в стране, прозвучало ещё одно громкое заявление. Пусть и менее масштабное, касающееся не всей экономики, а одной её отрасли. Руководитель Ростуризма Олег Сафонов заявил, что цены на отдых в пределах России должны сохраняться на устойчивом уровне, но одновременно необходимо продумать вопрос их поэтапного снижения. Вряд ли кто-то из нас отказался бы от снижения цен на любой товар. А туристические услуги – это тоже товар. Только снижения цен мы хотим как потребители. Но есть ещё интересы продавца. Его главный интерес – заработать прибыль или хотя бы не разориться. Поэтому рыночная цена – это всегда компромисс между интересами продавца и потребителя, между спросом и предложением, разумеется, с учётом качества. Надо признать, что не всегда предприниматель занимается формированием цены на свой продукт осмысленно. Иногда эмоции, желание быстро заработать, особенно если бизнес завязан на сезонности, превалируют над здравым смыслом. Только ленивый не обсудил того, как задрали в прошлом году цены некоторые отельеры Крыма, потеряв на этом клиентов. Однако основная проблема в том, что цены на турпродукт – это целый комплекс различных условий и факторов. И волевым решением – региональных властей, местных администраций и самого бизнеса – их просто так не снизить. Для российских регионов главная задача – это собственные доходы. При этом туризм, за исключением Крыма и Сочи, приносит подавляющему большинству регионов мизерную часть доходов или вовсе никаких. Регионы будут рады развивать туризм, если почувствуют, что он способен давать им быстрые доходы. Однако вряд ли у них есть возможность демпинговать на туристическом рынке. Главное, что препятствует воплощению идеи о снижении стоимости отдыха в нашей стране, – само устройство экономики туризма. Цены на турпродукт берутся не с потолка – это следствие стоимости услуг в других секторах экономики. Главная составляющая в стоимости тура – это транспорт. Для стимулирования спроса необходимо субсидировать внутрироссийские перевозки. Например, Турция – прямой конкурент ведущих российских курортов – доплачивает туроператору из бюджета до 48 $ за каждого ввезённого туриста. Сегодня у нас субсидируются перелёты примерно на 3 млрд рублей в год. Причём в основном это касается перелётов с Дальнего Востока в материковую Россию и отнюдь не в туристических целях. 3 млрд рублей на субсидии авиаперелётов в такой гигантской стране, как Россия, – это очень мало. Должно быть как минимум в 10 раз больше – 30 млрд рублей. Эти затраты окупятся развитием внутреннего туризма. Простой пример: авиабилет на горнолыжный курорт Шерегеш в Кемеровской области стоит 18 тысяч рублей, а в Австрию – 12 тысяч. Ещё одно препятствие не просто для снижения цен на туризм внутри России, а вообще для его развития – соответствующая инфраструктура. Если в Турции ты строишь гостиницу, то ставка по кредиту составляет 0 %. В России получить кредит даже просто по «однозначной» ставке на такие цели практически невозможно. При этом гостиничный бизнес – низкомаржинальный вид предпринимательской деятельности. И окупается такой бизнес традиционно не быстро. Снижению цены на внутренний отдых мешает и то, что за последние три – пять лет ставки налога на землю и налога на имущество в России выросли в разы. А цены на путёвки за это время поднялись на 10–30 %. Так что логичнее интересоваться – не «почему так дорого» отдыхать в России, а «почему так дёшево». Коммунальные услуги во всех российских регионах тоже постоянно дорожают. Особенно плата за электроэнергию. И это тоже не может не сказываться на стоимости внутреннего туризма. Эффект закрытия для российских туристов Турции и Египта исчерпан. Турция вообще уже давно открыта снова. При этом ни турецкие, ни египетские, ни даже российские региональные власти зачастую не в состоянии повлиять на главные факторы роста цен в туристическом бизнесе. Уже хорошо, что в правительстве стали понимать, что внутренний туризм – это именно бизнес, а не благотворительность. Темпы роста цен в российском бизнесе (в том числе и в туристическом) и так отстают от темпов роста фискальной нагрузки и коммунальных тарифов. А государственная поддержка турсектора носит пока несистемный характер. Хотя Федеральная целевая программа по развитию внутреннего туризма существует и будет продлена, её промежуточные итоги неоднозначны. Политика развития туристических кластеров не привела к ощутимому прогрессу. Поэтому в программе необходимо отразить правила координации федерального центра, местных администраций и бизнеса, а также ответственность каждого участника в деле развития государственно-частного партнёрства в туриндустрии. Многие страны мира проводят в этой сфере понятную политику именно на государственном уровне. На международном туристическом рынке, который составляет около 10 % мирового ВВП, за каждого туриста идёт жёсткая конкурентная борьба. Поэтому только последовательная государственная политика в области туризма, субсидии на авиаперелёты (что особенно важно для страны с такими расстояниями и природным разнообразием, как Россия), снижение стоимости кредитов, грамотная фискальная политика могут привести к превращению туристической отрасли в нашей стране в прибыльный бизнес с доступными большинству населения ценами.