Войти в почту

Далеко и дорого — Камчатка

Камчатка — несомненно, один из самых интересных уголков России. Уникальная природа и географическое положение этого края способны сделать его не только популярным туристическим направлением, но и крупным портовым центром дальневосточного региона. Впрочем, эти прелести доступны не всем. Чтобы любоваться красотами Камчатки надо здесь жить или прилично зарабатывать. Ведь одна только экскурсия в Долину гейзеров стоит больше, чем зарабатывает в месяц средний россиянин. Да и среди иностранцев найдется не много желающих окунутся в первозданную экзотику российского сервиса. Есть свои «но» и у крупного бизнеса. Корреспондент «Ленты.ру» отправился в край вулканов и медведей, чтобы на месте оценить, сможет ли Камчатка стать ближе к России, как скоро это случится и что для этого делается. В самом центре Петропавловска-Камчатского, на берегу Авачинской бухты, прямо под Администрацией городского хозяйства и Домом союзов, пару месяцев назад выросло четырехэтажное здание морского вокзала со стеклянной стеной в сторону воды. Учитывая сейсмическую опасность региона, здание вокзала площадью 8500 квадратных метров стоит на 116 сайлентблоках (резиновых подушках) и спроектировано так, чтобы выдержать землетрясение в 10 баллов. Ожидается, что уже в этом году одна половина вокзала будет оборудована как пассажирский терминал, а другая станет пропускным пунктом через госграницу РФ (погранслужба, таможня и так далее), рассчитанным на 200 человек в час. Пока же вокруг ни души, ступени засыпаны снегом, а со стороны бухты новенькое здание обжил коротконогий пес Лобзик, очень похожий на корги. Местные шутят, что у Лобзика самая большая будка в мире. — Чтобы вокзал заработал, нужно еще кое-что доделать, — рассказывает зампред правительства края Юрий Зубарь, показывая просторные залы, стеклянные двери на фотоэлементах и подъемные краны работающие у воды. — В первую очередь, как видите, причалы, пока они в стадии сооружения. Когда причалы будут готовы, к ним смогут одновременно швартоваться два круизных лайнера длиной до 140 метров. Используя же этот причал в связке с причалом №4, Петропавловск-Камчатский сможет принимать лайнеры до 250 метров длинной. Но дело не только в причалах. Чтобы привлечь к нам круизные лайнеры нужна еще как минимум привокзальная площадь. По словам зампреда Зубаря, еще в 2013 году «Ростуризм» организовал властям Камчатского края встречу с крупнейшими круизными операторами мира, работающими в Тихом океане, в частности в северных и полярных широтах. Интерес к возможности захода круизных лайнеров в Петропавловск сразу был большим, но такие заходы предполагали наличие определенной инфраструктуры: пограничных пунктов, безвизового режима, гостиниц, ресторанов и возможности легко и быстро посмотреть хотя бы ближайшие к порту достопримечательности края. На настоящий момент на повестке дня организация привокзальной площади — точнее, небольшого комфортабельного гетто для иностранных туристов. — Вот этот заводик около здания вокзала и все, что за ним, мы выкупили и готовы снести, — обводит рукой землю в сторону полуострова Зубарь. — Всего здесь получится 20 гектаров территории, и мы ждем инвесторов для ее освоения. Нужны гостиницы, рестораны, какой-то развлекательный комплекс, может быть, даже казино. Нужна яхтенная марина, сквер… Мы со своей стороны готовы предложить на выбор: либо режим ТОР «Камчатка», либо режим «Свободного порта» со всеми вытекающими льготами: налоговыми, таможенными, конкурсными и так далее. Мы готовы незамедлительно протянуть к объектам привокзальной площади все необходимые коммуникации и гарантировать, что проект этот всерьез и надолго. Взамен от инвесторов нам необходимо понимание, что морской вокзал в центре Петропавловска создается с целью развития и благоустройства города и края, а не только с целью достижения чье-то личной выгоды. Очевидно, что начало навигации круизных лайнеров не только по Тихому океану, но и по Северному морскому пути (СМП) кратно увеличит гипотетический поток иностранных туристов, попадающих на Камчатку через морской вокзал. Ведь порт Петропавловска — это восточная оконечность СМП и незаменимый опорный пункт на нем. Однако не портом единым живет Камчатка. Не секрет, что благодаря Долине гейзеров, трем десяткам действующих вулканов, многочисленным горячим источникам, трофейной охоте и уникальному разнообразию флоры и фауны полуостров является одним из самых заманчивых туристических уголков мира. Но почему тогда так мало туристов? Всего порядка 20 тысяч человек из России и 10 тысяч иностранцев в год? К примеру, Исландию ежегодно посещает более полумиллиона туристов. Причина не только в отдаленности региона, но и в отсутствии необходимой для развития туризма инфраструктуры и неадекватно высоких ценах. Например, за экскурсию в Долину гейзеров (вертолетом туда/пешая там/вертолетом обратно) сегодня просят порядка 35-37 тысяч рублей с человека. И до недавнего времени найти вертолет было не так-то просто. За охоту на медведя егеря хотят 8 тысяч евро в самом скромном, пешем варианте. Охота на снежного барана на 2 тысячи евро дороже. Покупка путевки через турагентство добавит маржу последнего. Ну а опция выслеживания дичи с вертолета будет прибавлять к указанной сумме по 162 тысячи рублей в час. Камчадалы рассказывают, что зимой к ним время от времени прилетают адреналиновые скейтбордисты. Вертолет поднимает их на вулкан, они прыгают с него на склон и, если все получится, спускаются вниз. Так вот, услуги вертолета в этом случае, по словам все тех же местных жителей, обходятся в полмиллиона рублей. Российских туристов, равно как и иностранных, отталкивают цены на еду и алкоголь (в 1,5-2 раза выше чем в Москве), недостаточное число гостиниц, давно не обновляемый фонд номеров их дороговизна, а также высокий риск плохой погоды. Даже в августе, лучшем месяце для туризма на Камчатку, в регионе могут зарядить дожди, вертолет откажется лететь в Долину гейзеров, а температура опустится до 15, а то и 8 градусов тепла. Но если с последним фактором, погодой, не сделаешь ничего, то над туристической инфраструктурой в регионе пытаются работать. Как рассказывает Зубарь, благодаря режимам Территории опережающего развития (ТОР) «Камчатка» и «Свободный порт», в крае строятся новые гостиницы, санатории и базы отдыха на горячих минеральных источниках. Аэропорт уже частично модернизирован, а в конце переделок сможет принимать и отправлять не менее 400 пассажиров в час. Режим «Свободный порт» позволит иностранцам провести восемь дней на Камчатке без оформления российской визы. Что же до перелетов в отдаленные, но наиболее красивые уголки полуострова, то в одной из восьми зон ТОР «Камчатка» — «Витязь-Аэро» уже ждут туристов 20 вертолетов типа Ми-8, а в стадии разработки комплекс легкомоторной авиации, то есть строительство взлетно-посадочных полос, которые позволят туристам долететь до той же Долины гейзеров на малом самолете, не только быстрее, но и гораздо дешевле. Безусловно, введение режима Свободного порта станет большим подспорьем для развития туризма на Камчатке. Но не все так просто, особенно если это касается России. — У нас в центре, недалеко от бухты, строится гостиница, — говорит Зубарь. — Инвестор готов уже весной «выйти из земли» и «зайти под крышу» к концу года. Гостиница находится в зоне Свободного порта. Это значит — ввоз иностранных товаров без таможенных пошлин. На современном этапе это дорогие строительные и отделочные материалы, сейсмоусточивые сваи, которые производятся в Китае и Германии и так далее. Государство дает эти льготы, позволяет ввозить без налога. Но, мы столкнулись с чем. Приходит таможенник к инвестору и говорит: «У вас свободная таможенная зона? Замечательно! Будьте любезны: постройте вокруг забор в пять метров высотой, колючей проволокой по верху, видеонаблюдением, охраной, въездом-выездом машины только после досмотра и так далее». Причем даже на период стройки. А потом, когда построят, должно так же все и остаться. Представляете, приезжает автобус с туристами, а их встречают забор, колючая проволока, пограничники, таможенники и постоянные проверки. Туристам такой отдых нужен? Чтобы решить проблему администрация края обратилась к представителю президента РФ в ДФО Юрию Трутневу. Последний суть вопроса уловил и отдал распоряжение подготовить изменения в федеральный закон специально для территорий, где действует режим Свободного порта. — Режим Свободного порта должен работать по своим законам, — подытоживает Зубарь. — Я допускаю, что во время строительства таможенник может приходить и контролировать процесс, но ни о каких пятиметровых заборах с проволокой речи быть не может. А потом, когда это все заработает, их уже близко здесь быть не должно. Иностранец один раз прошел таможню, и 8 суток имеет право наслаждаться Камчаткой, в пределах соглашения, конечно. То есть понимаете, вроде все идет как надо, но возникают непредвиденные вопросы, которые еще не решены, и мы занимаемся их решением. Развитие туристической отрасли, строительство морского вокзала и современного аэропорта на Камчатке безусловно важны, но это не главное. А на первом месте — строительство крупного логистического центра на трассе главной арктической магистрали. Выражаясь языком административным: «Развитие морского порта Петропавловск-Камчатский в контексте развития Северного морского пути и создания морского грузового порта-хаба (логистический центр, в который поступают партии грузов с дальнейшим распределением по местам их назначения) между Северной Европой, Юго-Восточной Азией и западным побережьем Северной Америки на федеральном и международном уровнях». Если же объяснить проще, то это отремонтированные причалы, новые насыпные территории и два (для начала) современных контейнерных терминала, которые должны увеличить грузооборот порта в восемь раз, до 8 миллионов тонн, а пропускную способность в TEU, то есть 20-футовых контейнерах, до полумиллиона штук в год. Напомним, что Северный морской путь почти в два раза короче других морских путей из Европы на Дальний Восток: от Санкт-Петербурга до Владивостока по СМП 14,3 тысяч километров, через Суэцкий канал — 23,2 тысячи километров, а вокруг мыса Доброй Надежды — 29,4. Когда СМП заработает регулярно на всей протяженности, через Петропавловск (а его незамерзающая Авачинская бухта находится всего в 150 милях от судоходных линий) в Мурманск и Европу пойдут сухогрузы и другие корабли из Анкориджа, Ванкувера, Лос-Анджелеса, Гонконга, Шанхая, Пусана и Йокогамы. Кстати, порты Пусана, Гонконга и Шанхая, являются соответственно 6, 4 и 2 по размеру в мире, с мощностью в 25-80 раз большей, чем планируются в модернизированном порту Петропавловска. А следовательно, перспективы дальнейшего роста порта Петропавловска трудно даже оценить. Уже работающий, но продолжающий активно развиваться ООО «Терминал Сероглазка», входящий в группу компаний «Норебо», и второй, находящийся в порту, Петропавловска контейнерный терминал, уже сегодня работают как небольшие порты-хабы. Они сортируют, складируют, перетарируют и перенаправляют контейнерные грузы, идущие через Авачинскую бухту и готовы к многократному увеличению этого потока. В частности, терминал «Сероглазка» вырос из бывшей базы рыбодобывающего флота. Помимо оказания услуг порта-хаба, «Сероглазка» осуществляет комплексное обслуживание рыбодобывающих предприятий. Корабли здесь могут зайти в базу, поменять экипаж, пополнить запасы, осуществить ремонт, но главное, сгрузить рыбу и рыбопродукцию. Благодаря мощному парку рефрижераторных контейнеров и собственному холодильнику, а также партнерским соглашениям с компаниями «Камчатка Лайнс» и Maersk Group терминал «Сероглазка» отправляет рыбу и рыбную продукцию в любую точку мира, как в Россию, так и за рубеж. Причем отправляет в опломбированных контейнерах, которые не требуют никакого дальнейшего оформления и перевалки. Заметим, что до появления «Сероглазки» камчатские рыбаки везли солидную часть улова в порты Кореи и Китая, так как сдать его в Владивостоке, для транспортировки в Центральную Россию, было очень трудно. Корейцы с китайцами, конечно, с удовольствием ели камчатскую рыбу, но далеко не всю. Примерно половину они перенаправляли в Европу, благодаря тому, что у них был морской логистический центр, а у нас нет. Сегодня, благодаря «Сероглазке», камчатские рыбаки самостоятельно продают свою рыбу за границу, в том числе в Европу. Ну, а как только заработает Северный морской путь, повезут ее в Россию через Мурманск или далее, в Роттердам. Остается вопрос, последний: почему Северный морской путь до сих пор не работает? — Он не то что совсем не работает, — наклоняет голову Зубарь. — Было уже много примеров провода грузовых судов через СМП. А вот почему никак не заработает на полную мощность? Я не могу ответить на этот вопрос официально, так как не могу говорить за всех коллег. Но по моему личному мнению основных причины три. Во-первых, и это самая главная причина, мешает неверие. Никто не хочет быть первым, все предпочитают идти проторенными дорогами. Поэтому, каждый экспериментальный корабль, который с грузом проходит по Северному морскому пути, имеет значение, приближает наше будущее. В головах людей должно закрепиться: СМП это не теория, это практика. И мы совместно с терминалом «Сероглазка» этим летом планируем провести по СМП до Мурманска средний контейнеровоз — на несколько сотен контейнеров. Логистика уже просчитана — она включает Китай, Приморье, Камчатку и, как я уже сказал, Мурманск. Подробности раскрывать не стану из суеверных соображений. Далее, вторая причина — это недостаток ледового флота. Тот флот, который ходил по СМП, советский, он стареет. Но сегодня, сами знаете, государство предпринимает серьезные шаги для восстановления ледокольного флота. Все работает на то, чтобы этот коридор сделать проходным. И, в-третьих, СМП достаточно протяженный. Навигационные условия тяжелые. Там должны быть опорные пункты, где можно было бы отдохнуть, заправиться, провести аварийный ремонт, пополнить запасы и так далее. Есть комиссия по развитию Арктики, они этим занимаются. Так что дело только во времени. Еще год-другой, и мы станем одним из крупных портов в Северном полушарии. Развитие Севморпути — задача государственная. Но чтобы ее успешно решить нужно справиться и некоторыми местными проблемами рангом пониже. Одна из них Авачинская бухта, буквально заваленная затонувшими кораблями. Их на дне бухты, как минимум, больше сотни. Около некоторых причалов из-под воды торчат мачты. Это разные корабли. Тут и военные, списанные. И браконьерские, арестованные, затопленные самими браконьерами. И просто брошенные в лихие 90-е. И советские, и современные, и большие, и маленькие. Есть даже два затонувших плавучих дока. Как распорядится Петропавловск затонувшими кораблями, пока не понятно. Слишком дорогое и сложное мероприятие подъем целой затонувшей флотилии из бухты с площадью зеркала воды в 215 квадратных километров. Возможно, со временем государство выделит деньги на очистку бухты. Возможно, сам город, став восточной оконечностью СМП разбогатеет настолько, что поднимет со дна корабли и устроит из них музей. Есть еще один вариант, наименее вероятный. Сегодня Камчатка привлекает со всего мира туристов-экстремалов, сноубордистов-экстремалов, охотников и рыбаков-экстремалов, виндсерфингистов-экстремалов. Почему бы ей не стать северным центром дайверов-экстремалов? За немалые деньги эти люди будут погружаться в холодную воду Тихого океана, чтобы своими глазами увидеть, как жили советские военные, а также советские рыбаки и их капитаны во время рейсов. Что оставили после себя на борту браконьеры и флибустьеры после ареста. И как жили люди в Петропавловске-Камчатском, пока он еще не стал крупнейшим портом Северного морского пути.

Далеко и дорого — Камчатка
© Lenta.ru