Цель Ростуризма – создание образа России, в которую хочется вернуться

Проект «Приезжай в Россию» (англ. VisitRussia) – мощный и эффективный инструмент Федерального агентства по туризму по привлечению к нам гостей из других стран – набирает обороты. Рассказ о такой богатой многовековой культуре как наша – дело долгое, стратегическое, но оно уже приносит свои плоды на многих направлениях культуры, политики и экономики. Средства массовой информации пестрят сообщениями о том, что в очередной мировой столице открыт офис Visit Russia, или что Visit Russia показало на европейской выставке маршруты к олимпиаде… Но культурно-политический журнал «Э-Вести» традиционно обратился к первоисточнику. Сергей Корнеев - заместитель руководителя Ростуризма, куратор проекта Visit Russia любезно согласился ответить на вопросы для наших читателей. ЭВ: На выставке FITUR (Испания, Мадрид) были представлены маршруты для Кубка и Чемпионата. Скажите, пожалуйста, как были восприняты маршруты? Сергей Корнеев: Представленные туристские маршруты к Чемпионату мира по футболу 2018 в России вызывают оживление и большой интерес. Тут действуют два фактора. Во-первых, сегодня в целом нарастает интерес к России как стране, и как к еще недостаточно известному, но увлекательному, доступному и безопасному туристскому направлению. Мы можем заметить такие тенденции по реакции посетителей выставок и презентаций, по обращениям профессионалов туриндустрии, представителей СМИ, блогеров и самих путешественников в Национальные офисы по туризму Visit Russia за рубежом. Потребность в дополнительной информации о России на испанском рынке особенно велика. В Испании традиционно высок интерес к нашей культуре, который подогревают сами наши туристы. Испанцы желают больше узнать о стране, жители которой так активно путешествуют, побывать в России, познакомиться с ее природой, традициями, культурой. Во-вторых, значим символ футбола. Для испанцев это не просто популярный вид спорта, а часть современной культуры. Футболом интересуются представители различных поколений, различных социальных групп. Футбол привлекает не только фанатов, но также активных современных людей, путешественников. Важно, чтобы футбол и в 2017-м, и в 2018 году стал поводом приехать в Россию. А дальше мы должны заинтересовать всех гостей нашими туристскими программами. Маршруты поездок по регионам России в период проведения Чемпионата мира по футболу 2018 соединили в себе две момента. Это уникальная возможность побывать на крупнейшем спортивном событии планеты и прикоснуться к уникальной, во многом загадочной, но притягательной для иностранных граждан культуре. ЭВ: Что является идеей каждой из представленных тем: «Серебряное ожерелье России», «Золотое кольцо», «Великий шёлковый путь», «Великий чайный путь»? Вроде бы в основе заложены стандартные туристические программы, или всё-таки там новая философия? Сергей Корнеев: Брендовые туристские маршруты появились в России буквально в последние годы. Это новое предложение, новый способ объединить объекты туриндустрии в единый комплекс, придать путешествию интересную идею, завить о себе и привлечь туристов. Каждый из крупных маршрутов объединяет несколько регионов страны, представляет общность их культуры, традиций, а вместе с тем огромное разнообразие рекреационных возможностей России. Маршрут «Золотое кольцо» известен с советских времен во всем мире как путешествие по древним русским городам Центральной России. Но сегодня стоит задача модернизировать его, создать новые турпакеты и программы вокруг известного образа. Важно, чтобы турпоток, прибывающий в Москву, распределялся и по другим городам. Для этого создается современная туристская инфраструктура. Туроператоры разрабатывают стандарты федерального турпродукта, начинают продавать его. В рамках маршрута создается единый календарь туристских событий. На тех же принципах развивается маршрут «Серебряное ожерелье России». Санкт-Петербург как мощный якорь позволяет привлечь внимание туристов и к другим регионам северо-запада России. Помимо Санкт-Петербурга, маршрут объединяет 10 субъектов: республики Карелия, Коми, Ненецкий автономный округ, Архангельскую, Вологодскую, Калининградскую, Ленинградскую, Мурманскую, Новгородскую, Псковскую области. Их туристский потенциал огромен. Здесь представлены культурно-исторические памятники, традиции малых народностей - карелов, саамов, коми, вепсов, ненцев, сету, красивые природные ландшафты. «Серебряное ожерелье» - это также зонтичный проект, который позволит развивать уже существующие и сформировать новые туристские маршруты под единым брендом. В свою очередь маршруты «Великий шелковый путь», «Великий чайный путь» подчеркивают своеобразие восточных, южных регионов страны, Кавказа. Сегодня мы брендируем туристский потенциал по всей России. Внутри страны и на мировом уровне презентуются и другие маршруты. Например, «Восточное кольцо» объединяет регионы Дальнего Востока - Республики Саха (Якутия) и Бурятия, Камчатский и Хабаровский края. Разрабатываются и действуют маршруты «Русская Арктика», «Реки России». Это самые крупные, брендовые маршруты, которые охватывают несколько регионов страны. Всего к Чемпионату мира по футболу 2018 разработано более 120 основных маршрутов различной протяженности для самых разных категорий путешественников. ЭВ: Планировалось разработать маршруты в 11 городах. Сделано ли это в соответствии с планом, или он был скорректирован? Сергей Корнеев: Программы и маршруты для туристов к Чемпионату мира по футболу 2018 разработаны регионами по поручению Министерства культуры России. Они охватывают все 11 городов – организаторов чемпионата - Москву, Санкт-Петербург, Калининград, Самару, Саранск, Казань, Волгоград, Ростов-на-Дону, Краснодар, Сочи, Екатеринбург. Помимо крупных городов вовлечены и близлежащие территории. Задача заключалась в том, чтобы максимально расширить туристские возможности регионов, рассредоточить поток туристов, показать гостям как можно больше интересных мест. Очень важно, что разработанные туры дают возможность посетить сразу несколько городов. Например, за несколько дней можно побывать на матчах в Сочи, Казани, Санкт-Петербурге, а также принять участие в насыщенной экскурсионной программе в этих городах. На всех основных маршрутах подготовлено более 500 основных объектов показа. Действует также необходимая туристская инфраструктура – средства размещения, питания, транспорта, развлечений и отдыха. В каких-то случаях используются уже существующие модернизированные объекты, где-то российский турбизнес при поддержке региональных властей создает новые объекты. ЭВ: Получат ли сегодня иностранцы привычный сервис по среднеевропейским ценам? Сергей Корнеев: В России уже создана туристская инфраструктура, которая позволяет предоставлять услуги в различных сегментах. Уровень сервиса зависит от российского бизнеса. Сегодня достаточно компаний, действующих на рынке въездного туризма, которые заинтересованы в привлечении туристов и создании максимально комфортных условий для иностранных гостей. Сам бизнес активно занимается внедрением стандартов предоставления услуг и продвижения российского турпродукта на зарубежных рынках. Что касается стоимости, то сейчас турпродукты в России относительно дешевле, чем, скажем, в европейских странах. В этом заключается важное конкурентное преимущество, привлекающее туристов. Мы заинтересованы в том, чтобы как можно больше разнообразить турпоток и предлагать турпродукты для активных иностранных граждан среднего возраста, представителей современной экономики, заинтересованных в увлекательных путешествиях, интересном отдыхе. ЭВ: Какой образ России вынесут из поездок гости турниров, что Вы рассчитываете донести до них? Сергей Корнеев: Никто не сможет заинтересовать, увлечь туристов кроме нас самих, бизнеса, представителей регионов, всех жителей России. Важно сделать свою страну интересной для самих себя, что-то вложить в благоустройство, участвовать в создании атмосферы гостеприимства. Тогда и для иностранных гостей Россия будет привлекательна. Важно, чтобы все туристы, и россияне, которые путешествуют по своей стране, и иностранцы, чувствовали себя комфортно, в безопасности и встречали благожелательный настрой тех, кто их принимает. Мы должны создать образ России - гостеприимной, безопасной страны с богатой культурой, интересными традициями и разнообразной природой, где комфортно отдыхать, и куда хочется вернуться. ЭВ: Будет ли интересно России в дальнейшем использование разработанной инфраструктуры ЧМ2018? Сергей Корнеев: Мы рассчитываем, что проведение Кубка конфедераций 2017 и Чемпионата мира по футболу 2018 в России позволит привлечь туристов, но шлейф этих спортивных событий будет действовать и в последующие годы. Активные туристы, открывшие для себя Россию, захотят вернуться к нам еще не раз и расскажут о своем путешествии друзьям, коллегам, знакомым. Поскольку туристская инфраструктура в основном создается за счет самого бизнеса, то туристские компании, отельеры, рестораторы будут заинтересованы в ее дальнейшем использовании. Представители туриндустрии постараются приложить максимум усилия для того, чтобы создать благоприятные впечатления у иностранных гостей, зарекомендовать себя с лучшей стороны. ЭВ: Какой поток гостей ожидается в 2017-2018 гг, и из каких он будет стран? Сергей Корнеев: Крупные события всегда привлекают внимание публики, средств массовой информации. Эффект мероприятия, как хвост кометы действует и после события, привлекая туристов. Например, так было в празднование 300-летия Санкт-Петербурга в 2003 году. Уже на следующий год поток туристов в Северную столицу вырос на четверть. Особенно важны события мирового уровня, как Чемпионат мира по футболу 2018. Поток туристов в Россию уже начал расти и вполне может увеличиваться примерно на 10 процентов в год. В 2017 – 2018 годах динамика может быть больше. Сегодня прирост дает Китай, в Европе - Испания, Германия. Мы ожидаем увеличение притока гостей из стран Юго-Восточной Азии, а также из различных европейских стран. Например, возможно увеличение потока гостей из Великобритании на фоне восстановления прежних контактов в сфере туризма. Мы ожидаем увеличение поездок в Россию представителей среднего класса, отправляющихся в путешествия с друзьями, семьями, несколько раз в год.

Цель Ростуризма – создание образа России, в которую хочется вернуться
© ЭВести