Туризм с китайским акцентом

Приморский край — безус­ловный лидер по туризму на Дальнем Востоке — демон­стрирует значительный при­рост показателей: с начала года количество иностран­ных туристов, посетивших регион, превысило 350 тыс. человек. Это порядка 70% всего потока иностранных туристов, посещающих Даль­ний Восток, и большинство гостей — китайцы. По словам директора депар­тамента туризма Приморско­го края Константина Шестако­ва, основная часть иностранных туристов в Приморье — это го­сти из азиатских стран. «Клю­чевые страны — это Китай, Юж­ная Корея и Япония. Туристов из Китая конечно же больше всего. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года этот поток вырос на треть». Как отмечает руководитель Ростуризма Олег Сафонов, Приморский край играет в раз­витии туризма на Дальнем Вос­токе одну из ключевых ролей. «Приморье является воротами нашей страны в Азиатско-Тихо­океанский регион. Приморье — это свободный порт, упрощен­ный визовый режим позволяет без лишних формальностей при­быть во Владивосток, а дальше появляется уникальная возмож­ность путешествовать и по дру­гим регионам Дальнего Вос­тока, — рассказал Олег Сафо­нов. — Рост турпотока в При­морье к сентябрю составил 65% по сравнению с прошлым годом, это только по линии китайских туристов». КИТАЙСКИЙ АКЦЕНТ В ТУРИЗМЕ Особый акцент в сфере разви­тия туризма сделан на въезд­ной туризм, рассчитанный на иностранцев: незначительные расстояния связывают Примо­рье и Южную Корею, Японию, Китай. Именно на них и «де­лается» основной объем ино­странных туристов. К китай­ской речи и мельканию турист­ских автобусов с группами во Владивостоке все уже давно привыкли. Да и сами туристы из Поднебесной во Владивосто­ке уже давно чувствуют себя как рыба в воде. Представитель туристиче­ской компании из Хуньчуня Цин Чао отмечает: «Сегодня основной поток туристов — это китайские граждане, желаю­щие посетить Владивосток, Ха­баровск, Камчатку. Российской стороной за эти годы сделано очень многое в плане рекламы туризма: проводятся междуна­родные выставки, организован безвизовый обмен, туристам предоставляется большой объ­ем информации о достоприме­чательностях и экскурсионных турах в Россию». Что привлекает китайских туристов? По мнению Цин Чао, сработали сразу несколько факторов. Юань окреп, и сегод­ня экономически выгодно мно­гие продукты и товары везти из России. Это и продукты пита­ния, сладости, конфеты, и юве­лирные изделия, меха, часы. Уловив общий тренд и почу­яв выгоду, приморские пред­приниматели стараются сде­лать пребывание иностранных туристов более комфортным. Все больше появляется выве­сок и рекламы на китайском и корейском языках, квалифици­рованных гидов, владеющих ки­тайским разговорным. Помимо шопинга и экскурсионных про­грамм, прогулок по морскому заливу китайцы активно осва­ивают игорный курорт, распо­ложенный неподалеку от Вла­дивостока. Китайцы достаточ­но азартны, и суммы, потрачен­ные за рулеткой, тоже весьма внушительны. Организовано с недавнего времени посещение группами из Китая Приморского океана­риума. Как правило, группы за­казывают себе автобус и выку­пают билеты заранее, посколь­ку желающих посмотреть на экспозиции открытого чуть бо­лее месяца назад океанариума очень много. По оценкам департамента ту­ризма Приморского края, тури­стов из Поднебесной можно ус­ловно разделить на две группы в зависимости от трат, в которые им обходится посещение края. «Первая — условно назовем ее экономкласс — сама поездка в Приморье обойдется такому туристу от 350 до 500 юаней, — рассказал Константин Шеста­ков. — У нас на территории ре­гиона за три дня и две ночи он в среднем тратит от $150 до $200». Вторая группа, по мнению Константина Шестакова, до­статочно динамично растет в последнее время, причем рост связан с развитием авиатури­стических направлений. «Это более платежеспособные и со­стоятельные туристы, — по­яснил глава турдепартамента Приморья. — Как правило, они представляют центральную и южную части Китая. Для них с учетом перелета вся стоимость туристического продукта со­ставляет уже 5000 юаней — это примерно $740». ОЛИМПИЙСКИЙ РОСТ По мнению Инессы Бабич, пред­седателя совета бизнес-клуба «Диалоги», основными опреде­ляющими внутренними факто­рами развития рынка туристи­ческих услуг являются природ­но-географические особенно­сти и климатические условия региона, уровень развития про­изводительных сил, структура и уровень благосостояния на­селения, состояние туристиче­ской инфраструктуры, транс­портных сетей, уровень жизни в обществе, образовательный и культурный уровень населе­ния. Самое главное — это уме­ние правильно распорядиться естественными преимущества­ми региона. Природа региона уникальна и привлекает тыся­чи туристов каждый год. Еще один важный шаг для привлечения туристов — соз­дание новых якорных центров притяжения. Здесь имеется в виду создание туристических кластеров, полностью удовлет­воряющих потребностям тури­стов. Кроме того, мощным ин­струментом привлечения ино­странных туристов является брендинг территорий, который используют для привлечения ту­ристов и инвестиций. Отметим, что Приморский край претендует на роль ту­ристского хаба на Дальнем Вос­токе, аккумулирующего и пере­распределяющего турпотоки в другие российские регионы и страны АТР. Этому способству­ют как проект «Восточное коль­цо России», так и соглашение об упрощенном визовом режиме свободного порта Владивосток. И если китайцы достаточно тер­пимо относятся к незатейливо­сти российского сервиса, то южнокорейского или тем более японского туриста сложно бу­дет заманить в тур по «Восточ­ному кольцу России», не обе­спечив должный уровень ком­форта и сервисных услуг, в том числе и безопасность пребыва­ния. В администрации Приморья смотрят на это более оптими­стично. Директор департамен­та международного сотрудни­чества Алексей Старичков уве­рен, что уже к концу года коли­чество посетивших Приморье туристов перевалит за полмил­лиона, а Владивосток, как евро­пейский город в Азии, уже пре­вращается в культурную столи­цу Северо-Востока. По мнению чиновника, увеличению потока туристов будет способствовать в будущем проведение Олим­пийских игр в Корее в 2018 году, в Токио — в 2020-м и Пекине — в 2022 году.