Туризм с китайским акцентом
Приморский край — безусловный лидер по туризму на Дальнем Востоке — демонстрирует значительный прирост показателей: с начала года количество иностранных туристов, посетивших регион, превысило 350 тыс. человек. Это порядка 70% всего потока иностранных туристов, посещающих Дальний Восток, и большинство гостей — китайцы. По словам директора департамента туризма Приморского края Константина Шестакова, основная часть иностранных туристов в Приморье — это гости из азиатских стран. «Ключевые страны — это Китай, Южная Корея и Япония. Туристов из Китая конечно же больше всего. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года этот поток вырос на треть». Как отмечает руководитель Ростуризма Олег Сафонов, Приморский край играет в развитии туризма на Дальнем Востоке одну из ключевых ролей. «Приморье является воротами нашей страны в Азиатско-Тихоокеанский регион. Приморье — это свободный порт, упрощенный визовый режим позволяет без лишних формальностей прибыть во Владивосток, а дальше появляется уникальная возможность путешествовать и по другим регионам Дальнего Востока, — рассказал Олег Сафонов. — Рост турпотока в Приморье к сентябрю составил 65% по сравнению с прошлым годом, это только по линии китайских туристов». КИТАЙСКИЙ АКЦЕНТ В ТУРИЗМЕ Особый акцент в сфере развития туризма сделан на въездной туризм, рассчитанный на иностранцев: незначительные расстояния связывают Приморье и Южную Корею, Японию, Китай. Именно на них и «делается» основной объем иностранных туристов. К китайской речи и мельканию туристских автобусов с группами во Владивостоке все уже давно привыкли. Да и сами туристы из Поднебесной во Владивостоке уже давно чувствуют себя как рыба в воде. Представитель туристической компании из Хуньчуня Цин Чао отмечает: «Сегодня основной поток туристов — это китайские граждане, желающие посетить Владивосток, Хабаровск, Камчатку. Российской стороной за эти годы сделано очень многое в плане рекламы туризма: проводятся международные выставки, организован безвизовый обмен, туристам предоставляется большой объем информации о достопримечательностях и экскурсионных турах в Россию». Что привлекает китайских туристов? По мнению Цин Чао, сработали сразу несколько факторов. Юань окреп, и сегодня экономически выгодно многие продукты и товары везти из России. Это и продукты питания, сладости, конфеты, и ювелирные изделия, меха, часы. Уловив общий тренд и почуяв выгоду, приморские предприниматели стараются сделать пребывание иностранных туристов более комфортным. Все больше появляется вывесок и рекламы на китайском и корейском языках, квалифицированных гидов, владеющих китайским разговорным. Помимо шопинга и экскурсионных программ, прогулок по морскому заливу китайцы активно осваивают игорный курорт, расположенный неподалеку от Владивостока. Китайцы достаточно азартны, и суммы, потраченные за рулеткой, тоже весьма внушительны. Организовано с недавнего времени посещение группами из Китая Приморского океанариума. Как правило, группы заказывают себе автобус и выкупают билеты заранее, поскольку желающих посмотреть на экспозиции открытого чуть более месяца назад океанариума очень много. По оценкам департамента туризма Приморского края, туристов из Поднебесной можно условно разделить на две группы в зависимости от трат, в которые им обходится посещение края. «Первая — условно назовем ее экономкласс — сама поездка в Приморье обойдется такому туристу от 350 до 500 юаней, — рассказал Константин Шестаков. — У нас на территории региона за три дня и две ночи он в среднем тратит от $150 до $200». Вторая группа, по мнению Константина Шестакова, достаточно динамично растет в последнее время, причем рост связан с развитием авиатуристических направлений. «Это более платежеспособные и состоятельные туристы, — пояснил глава турдепартамента Приморья. — Как правило, они представляют центральную и южную части Китая. Для них с учетом перелета вся стоимость туристического продукта составляет уже 5000 юаней — это примерно $740». ОЛИМПИЙСКИЙ РОСТ По мнению Инессы Бабич, председателя совета бизнес-клуба «Диалоги», основными определяющими внутренними факторами развития рынка туристических услуг являются природно-географические особенности и климатические условия региона, уровень развития производительных сил, структура и уровень благосостояния населения, состояние туристической инфраструктуры, транспортных сетей, уровень жизни в обществе, образовательный и культурный уровень населения. Самое главное — это умение правильно распорядиться естественными преимуществами региона. Природа региона уникальна и привлекает тысячи туристов каждый год. Еще один важный шаг для привлечения туристов — создание новых якорных центров притяжения. Здесь имеется в виду создание туристических кластеров, полностью удовлетворяющих потребностям туристов. Кроме того, мощным инструментом привлечения иностранных туристов является брендинг территорий, который используют для привлечения туристов и инвестиций. Отметим, что Приморский край претендует на роль туристского хаба на Дальнем Востоке, аккумулирующего и перераспределяющего турпотоки в другие российские регионы и страны АТР. Этому способствуют как проект «Восточное кольцо России», так и соглашение об упрощенном визовом режиме свободного порта Владивосток. И если китайцы достаточно терпимо относятся к незатейливости российского сервиса, то южнокорейского или тем более японского туриста сложно будет заманить в тур по «Восточному кольцу России», не обеспечив должный уровень комфорта и сервисных услуг, в том числе и безопасность пребывания. В администрации Приморья смотрят на это более оптимистично. Директор департамента международного сотрудничества Алексей Старичков уверен, что уже к концу года количество посетивших Приморье туристов перевалит за полмиллиона, а Владивосток, как европейский город в Азии, уже превращается в культурную столицу Северо-Востока. По мнению чиновника, увеличению потока туристов будет способствовать в будущем проведение Олимпийских игр в Корее в 2018 году, в Токио — в 2020-м и Пекине — в 2022 году.