Виталий Сучков: Мы не хотим быть троечниками

Недавно у Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма сменился руководитель. Новым главой ведомства назначен Виталий Сучков. Своё первое интервью он дал mos.ru и рассказал о новой программе развития туризма в городе, а также о том, почему в стратегии национальной политики «толерантность» заменили на «добрососедство» и зачем нужно учить детей национальному согласию. — Виталий Иванович, вы работаете в объединённом Департаменте национальной политики, межрегиональных связей и туризма города Москвы с момента его создания. Чего удалось добиться за это время? — Департамент был сформирован в марте 2015 года. За короткое время мы смогли собрать хорошую команду и начать работу в правильном направлении. Самое главное, мы сумели найти общий язык с профильными организациями, администрациями, общественными объединениями и экспертами. За эти полтора года мы приняли стратегию национальной политики на период до 2025 года, разработали и презентовали общественности событийный календарь Москвы на 2017–2018 годы. И конечно, наш фестиваль «Круг света» в этом году дважды вошёл в Книгу рекордов Гиннесса. — Давайте начнём с туристической отрасли. Какие итоги этого летнего сезона в Москве уже можно озвучить? Из каких стран к нам приехало больше всего туристов? — Мы не ведём отдельную статистику по летнему сезону, поскольку в Москву идут равномерные потоки туристов вне зависимости от времени года. Общие итоги мы сможем озвучить уже в конце года. Первое место среди туристов из дальнего зарубежья традиционно занимают туристы из Китая. Причём уже несколько лет. Также мы наблюдаем увеличение турпотока из Юго-Восточной Азии, в частности из Вьетнама. Возможно, на рост туристов из этих стран оказывают влияние определённые визовые послабления, но, несомненно, весомую роль играет интерес к нашему городу и стране. — Впереди зимний сезон. Какие у вас прогнозы? — Мы рассчитываем, что в этом году туристический поток зимой у нас увеличится благодаря как иностранцам, так и жителям регионов России. За последние годы так называемые внутренние туристы делают 75 процентов от всего турпотока в Москву. К тому же Москва привлекает гостей огромным количеством новогодних мероприятий, которые проходят в Кремле, храме Христа Спасителя, в «Лужниках» и на других известных площадках. Также туристы сегодня знают про фестиваль «Путешествие в Рождество», который продлится этой зимой в два раза дольше, чем обычно (с середины декабря до середины февраля. — Прим. mos.ru). — Этим можно удивить иностранцев? — Да, такого количества уникальных мероприятий нигде не проводится. — Насколько фестивали привлекают туристов? — У нас нет точной цифры по числу туристов, приезжающих на фестивали. Поэтому мы можем говорить о том, что определённое число туристов планирует свои поездки в Москву именно так, чтобы попасть на фестиваль. В этом году только на «Круг света» приехали 150 тысяч зарубежных гостей. Мы рассчитываем на то, что люди будут планировать свои поездки в Москву под наши мероприятия. Специально для этого мы создали и опубликовали событийный календарь, в котором есть все запланированные мероприятия. Мы надеемся, что им будут пользоваться как самостоятельные туристы, так и туроператоры. К слову, по поручению Мэра мы сейчас разрабатываем методику учёта туристов, которые приезжают в Москву. Нам важно получить не формальную цифру, а чёткое понимание, сколько людей и когда едет в город. Например, очень трудно учесть жителей Тулы, Калуги и других городов Центральной России. Они приезжают сюда на своих автомобилях утром и уезжают вечером, не оставаясь ночевать в гостинице. Но они тоже туристы — ходят в музеи, кафе, по магазинам. Это деньги в городской бюджет. До конца года мы хотим разработать методику и уже начнём её применять. Мы планируем добиться понимания, как меняются туристические потоки в Москве ежедневно. — Что вы будете делать с этими данными? — Мы должны понимать, какие мероприятия и события увеличивают приток путешественников в Москву. И, отталкиваясь от этого, улучшать или изменять турпрограмму. Мы не хотим быть троечниками, которые что-то выучили и на этом остановились, не стремясь развиваться дальше. Для нас повторять то, что уже было, — значит стоять на месте — Фестиваль «Круг света» в этом году дважды попал в Книгу рекордов Гиннесса (номинации «Самая большая видеопроекция» и «Самая большая мощность светового потока при проецировании изображения»). Собираетесь ли вы устанавливать рекорды и дальше? Какие новые шоу планируются? — Вы знаете, рекорды не являются для нас целью. Но, конечно, мы стремимся сделать каждый наш праздник или фестиваль лучше из года в год. Например, в прошлом году в рамках «Круга света» мы показывали шоу на здании Министерства обороны. В этом году, чтобы не повторяться, мы решили выйти на главное здание МГУ на Воробьёвых горах. У нас получилось придумать новую интересную программу, которую восторженно встретили люди. И уже сейчас мы думаем, что делать в следующем году. К таким мероприятиям мы готовимся в течение всего года. Мы не хотим быть троечниками, которые что-то выучили и на этом остановились, не стремясь развиваться дальше. Для нас повторять то, что уже было, — значит стоять на месте. — Какие программы, направленные на увеличение туристического потока, сейчас разрабатываются? — Мы сейчас готовим специальную программу развития туризма в городе, которую должны представить Правительству Москвы. Мы понимаем, что в 2017 и 2018 годах, когда в Москве будет проводиться Кубок конфедерации и Чемпионат мира по футболу, туристический поток явно увеличится. В план мероприятий мы будем включать такие события, чтобы люди, которые приедут к нам смотреть футбол, узнали, что интересного есть в Москве и вернулись к нам ещё раз. — Где путешественники могут узнать о новинках? — В туристско-информационных центрах. Сейчас у нас работают два таких ТИЦ — на Триумфальной площади и в ГУМе. Кроме этого, полезную информацию можно посмотреть на официальном сайте Мэра Москвы и на сайте нашего Департамента. — Появятся ли новые туристско-информационные центры? — Да, в ближайшие полгода мы хотим установить пять новых туристско-информационных центров. Сейчас определяем для них места. Мы думаем над тем, чтобы привлечь к работе в этих информационных центрах представителей бизнеса. Мы не хотим быть тормозом для развития туристической сферы, напротив, мы партнёры. В наших силах создать условия для того, чтобы бизнес мог зарабатывать и при этом делал всё так, чтобы людям было понятно и легко. Сейчас в Департаменте мы обсуждаем вопрос о создании отдельной структуры, которая займётся вопросами туристических центров, аттестации гидов-переводчиков, экскурсоводов и повышением их квалификации. — Вы также боретесь с нелегальными хостелами. — Да, с начала 2016 года мы провели 214 проверок, по итогам которых уже закрыли 35 хостелов, это на 10 больше, чем в прошлом году. Владельцев хостелов за различные нарушения, в первую очередь санитарные, мы уже оштрафовали более чем на четыре миллиона рублей. Мы продолжаем работу. В Москве не должно быть ночлежек, поэтому в 2017 году мы совместно с Роспотребнадзором и прокуратурой будем и дальше проводить проверки. — Сколько хостелов и гостиниц прошли аттестацию к ЧМ–2018? — За этот год аттестацию прошли около 200 столичных хостелов и 800 гостиниц. Причём по гостиницам мы превысили наши плановые показатели почти в два раза. Мы готовы принять и разместить все делегации FIFA практически на 90 процентов. Остались три гостиницы, с которыми мы должны заключить договоры. Планируем сделать это до конца этого года. — Ваш Департамент занимается не только туризмом, но и межрегиональными связями. Как строится работа ведомства с регионами? — За эти полтора года мы стали по-другому проводить дни Москвы в регионах и дни регионов в столице. В преддверии дней Москвы мы среди жителей субъекта федерации проводим конкурс «Моя Москва». Победитель получает путёвку на двоих в столицу на три дня. Мы не просто поощряем людей за то, что они любят и изучают Москву, мы хотим, чтобы они приезжали, и смотрели, и удивлялись, как сейчас меняется и хорошеет столица. Также мы активно развиваем формат круглых столов. Регионы заранее обращаются к нам по тем проектам, которые они хотели бы реализовать у себя. Мы прорабатываем эти вопросы с профильными департаментами и вместе с ними приезжаем на встречу. Не хочу хвастаться, но очень много передового регионы почерпнули именно от наших коллег, которые приезжают и делятся своим опытом. Фестиваль национальных культур «Мой дом — Москва» будет идти почти 10 месяцев — Какие проекты интересны регионам? — Например, проект многофункционального центра «Мои документы», в который мы вкладываем передовые технологии. Очень много вопросов связано с сервисом «Активный гражданин». Сейчас его аналог у себя внедряет правительство Севастополя. — А что изменилось в области национальной политики? — Мы переформатировали работу совета по делам национальностей при Правительстве Москвы. Провели ротацию совета, увеличили количество профильных комиссий, активизировали работу по ряду направлений. Каждая комиссия периодически встречается с руководством нужного ей в работе ведомства, например, комиссия по безопасности — с Департаментом региональной безопасности и противодействия коррупции; комиссия по образованию и науке — с Департаментом образования. Председатели комиссий активно выступают с различными предложениями, которые мы включаем в план работы на 2017 год. В Москве проживают люди более 160 национальностей, и, естественно, понимание друг друга — это очень важно — Какие предложения профильных комиссий вы уже поддержали? — Один из самых масштабных проектов — это организация детского фестиваля национальных культур «Мой дом — Москва». С такой инициативой вышли национальные культурные автономии, мы и Департамент образования, в свою очередь, поддержали. Этот фестиваль посвящён 75-й годовщине битвы под Москвой и 20-летию со дня принятия закона «О национально-культурной автономии». Во время фестиваля представители различных национальностей будут представлять свою программу в 10 номинациях: танцы, песни, видеосюжеты и другие. Площадкой для всех выступлений станет Московский Дворец пионеров на Воробьёвых горах. О своем желании участвовать заявили более 600 коллективов. Уже 22 октября свою программу представит региональная общественная организация «Союз гагаузов». Фестиваль будет идти почти 10 месяцев. А мы завершим его гала-концертом, который состоится 1 июня 2017 года — в День защиты детей. В финале мы подведём итоги и наградим лучших участников. Задача фестиваля — не только показать лучшее, что есть в культурах различных народов, но и укрепить дружбу представителей всех национальностей. В Москве проживает более 160 национальностей и, естественно, понимание друг друга — это очень важно. В нашей стратегии нет слова «толерантность», мы трансформировали его в близкие нашей культуре понятия «дружба», «добрососедство», «радушие» и «межнациональное согласие». Впервые в стратегии введено такое понятие, как «москвичи»: в столице живут люди различных национальностей, но все мы москвичи — В чём особенность стратегии национальной политики до 2025 года, которая была принята этим летом? — Мы работали над этой стратегией больше года, провели несколько крупных конференций, симпозиумов. В нашей стратегии нет слова «толерантность», мы трансформировали его в близкие нашей культуре понятия «дружба», «добрососедство», «радушие» и «межнациональное согласие». Впервые в стратегии введено такое понятие, как «москвичи»: в столице живут люди различных национальностей, но все мы москвичи. — Утверждённый план реализации национальной политики на 2016–2018 годы предусматривает широкий круг мероприятий по вопросу воспитания патриотизма и культуры межнационального общения. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее. — Одиночными мероприятиями мы мало чего добьёмся, ко всему надо подходить системно. Мы почти согласовали вопрос по созданию учебно-методического совета. Специалисты будут вырабатывать рекомендации по воспитанию подрастающего поколения, чтобы дети понимали важность национального согласия. У нас есть целая образовательная цепочка: семья — детский сад — школа — вуз — послевузовское образование, — но нужен разумный подход, как воспитывать детей в детском саду, школе, вузе. Я имею в виду, как воспитать в детях чувство общности и единства, уважение к своей и другим национальностям, знать свои традиции и уважать традиции других культур. Нужен разумный подход, как воспитывать детей в детском саду, школе, вузе. Я имею в виду, как правильно воспитать в детях чувство общности и единства, уважение к своей и другим национальностям, знать свои традиции и уважать традиции других культур — Например, сейчас мы вместе с историческим факультетом МГУ имени М.В. Ломоносова и национальной организацией «Белорусы Москвы» запускаем пилотный проект в Шуваловской гимназии № 1448 на юго-западе столицы. Мы будем рассказывать ребятам о принципах товарищества и взаимовыручки. Если наш эксперимент удастся, рекомендуем его и другим школам. — В плане указаны ещё мероприятия по популяризации национально-культурных традиций. Как вы планируете развивать формат праздников с национальным колоритом? — Для нас очень важно сделать национальные мероприятия не междусобойчиками, а интересными и доступными для всех. Например, есть такой весенний праздник Навруз, который отмечают в основном мусульмане. Раньше он проводился в ГЦКЗ «Россия» в Лужниках и на него приходили только люди, которые про него знают. Их было около пяти тысяч. В этом году мы приняли решение отпраздновать его в 75-м павильоне на ВДНХ. На мероприятие пришли более 30 тысяч человек, причём среди присутствующих было очень много не мусульман. Люди с большим интересом и концерт смотрели, и сидели в национальных двориках (каждый дворик организовывали разные страны — Афганистан, Иран, Азербайджан и другие). Или, например, в марте молдаване отмечают приход весны — праздник Мэрцишор. В прошлом году мы отмечали его в Доме музыки, в большинстве своём туда приходили только молдаване и их знакомые. То есть достаточно узкий круг людей. Поэтому мы решили провести осенью ещё одно мероприятие, посвящённое молдавской культуре. В сентябре на пешеходной Рождественке мы устроили фестиваль «Изумрудный виноград». Была обустроена сцена, выступали музыкальные и танцевальные коллективы, прошла ярмарка товаров молдавских производителей — продавали фрукты, соки. Москвичи встретили этот фестиваль великолепно. В общем, наша главная задача — выходить из концертных залов на открытую площадку и привлекать к участию как можно больше людей. За 2016 год такие этнокультурные мероприятия уже посетили более 600 тысяч человек.

Виталий Сучков: Мы не хотим быть троечниками
© Mos.ru