Греция: вылезти из ямы вместе с Россией

«У нас нет моря. Но есть много других интересных для российских туристов вещей», — мэр маленького, в 35 тыс. жителей муниципалитета Наусса в окрестностях Салоников Николаус Куцоянис выглядит печальным, но, тем не менее, решительным. Сейчас в Науссе практически нет туристов (хотя здесь расположены развалины школы Аристотеля), да и разместить приезжих дольше, чем на три дня, городок не в состоянии. Но зато тут 22 маленьких винодельни и уникальный местный сорт винограда, из которого варят специфический напиток — чипуро (ципуро). Поэтому Наусса рассчитывает уже в будущем году заполучить поток туристов, предложив им альтернативные формы путешествий — винные и гастрономические туры, посещение лечебных источников и археологических памятников. Ставку при этом муниципалитет делает в значительной степени на российских граждан (а также на жителей Балкан и Турции). Вообще, несмотря на явно увеличившуюся популярность греческих курортов у россиян, в этом году резкого роста числа наших туристов в Греции пока не случилось. Вула Патулиду, заместитель губернатора Салоников, отвечающая за туризм, даже публично извинилась за то, что греческое консульство не смогло выдать визы всем желающим (напомним, в апреле этого года перед консульством и визовым центром образовались многочасовые очереди — греки не справлялись с резко возросшим потоком россиян, желающих посетить их курорты). Статистику по этому сезону и свои прогнозы власти страны стараются не раскрывать (есть цифры лишь на 2014 год: тогда русских туристов было 5,7%) , но в частных беседах говорят, что сезон прошел не так хорошо, как хотелось бы. Основные посетители греческих курортов — немцы, англичане и болгары, но ждать резкого притока туристов из этих стран, пожалуй, не стоит. Дополнительные проблемы в этом году принесли турки — их в Греции почти столько же, сколько и русских туристов, но из-за летних событий в Турции отдыхающих из этой страны стало меньше. Выгоды дешевого рубля Греция ждет не только русских туристов, но и русских инвесторов. На международной выставке HELEXPO, завершившейся на днях в Салониках, Россия стала почетным гостем. «Российский рынок очень интересен для греческих предпринимателей. А греческий рынок может быть привлекательным для российских предпринимателей — как мост в Европу», — сказал журналистам президент TIF-HELEXPO Тасос Цикас. Правда, до реальных контрактов еще далеко — на HELEXPO-2016 таковых заключено не было — но представители греческих органов власти и бизнеса провели переговоры с «Газпромом», «Ростехом» и РЖД . «Греция и Россия могли бы также сотрудничать в сферах энергетики, в том числе возобновляемой, и технологий»,— предположил г-н Цикас. Компании среднего размера и регионы строят сотрудничество с Грецией по-своему. Ставропольский край привез на HELEXPO макароны, минеральную воду и лимонад. Ставропольцы утверждают, что из-за сильно подешевевшего рубля у них теперь много греческих туристов, особенно развивается медицинский туризм. Новосибирская область привезла несколько компаний из сферы биотехнологий — так, кольцовский Научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор» представил свои разработки для сельского хозяйства. Производитель оптических и лазерных систем и медтехники «Швабе» продемонстрировала на HELEXPO инкубатор для интенсивной терапии новорожденных. По словам представителей «Швабе», греки активно интересуются российскими поставщиками из-за выгодных цен на сами инкубаторы и на постпродажный сервис. Отели вместо заводов «Ничего страшного не происходит. Несмотря на кризис, люди стараются жить дальше», — говорит Нестор Тировузис, пресс-атташе греческого посольства в России. Действительно, в крупных греческих городах жизнь по-прежнему кипит (хотя многие жители переводят свои дома и квартиры на отопление дровами и пеллетами — мазут слишком дорог),— но в греческой провинции кризис чувствуется в полной мере. Самое неприятное для греков то, что их экономика получает удар за ударом на протяжении последней четверти века. История той же Науссы типична для Греции: довольно долго Наусса была крупным центром текстильной промышленности. Но потом большинство заводов устарело — новые заводы теперь открывались в странах с более дешевым трудом. Если в 1990-х на фабриках Науссы работало 5 000 человек, то теперь здесь осталась лишь одна фабрика с двумя сотнями сотрудников. «Пришлось искать альтернативные пути поддержки экономической активности в регионе. Самые легкие — сельское хозяйство и туризм», — рассказывает г-н Куцоянис. И дела вроде бы пошли на лад: на выходные сюда приезжали греки из города, а персики и яблоки, которые стала выращивать Наусса, отлично шли на экспорт — в основном в Россию. Но после кризиса 2008 года местный туризм сжался, а после введения Россией эмбарго на европейскую сельхозпродукцию начались проблемы в сельском хозяйстве. «В Греции очень сложная экономическая ситуация,— констатирует Куцоянис. — Мэром такого региона быть непросто. Нам нужны изменения, развитие, нам нужно найти свое место в современном мире». Дело осложняется тем, что греческие регионы в принципе стимулов к развитию не имеют — все налоги, которые платят предприятия, в том числе в туристической и торговой сфере, идут прямиком в государственную казну, не отражаясь на благосостоянии регионов. «Наша главная мотивация — предложить нашим гражданам будущее, чтобы они оставались здесь»,— говорит мэр Науссы. Здесь, как и во всей Греции, 25% безработных (и 38% в категории 18-30 лет). В июне 2016 года Греция упростила условия для инвесторов в туризм и ряд других отраслей — теперь им обеспечены налоговые льготы, участие в госпрограммах и другие преференции. В основном греки надеются таким образом привлечь иностранных инвесторов — тех, кто простроит тут отели и другие объекты. Проблемы Греции не в слишком большом долге, как принято считать, а в сжимающейся экономике. По отношению к ВВП совокупный долг Греции все время растет и составляет уже 180% ВВП, и это именно «благодаря» сжимающемуся знаменателю: по данным греческой статистики, ВВП страны в 2015 году составил 176 млрд евро, тогда как еще в 2009 он был 237 млрд евро. Инвестиции частного сектора за этот же период снизились в абсолютном выражении втрое, население стало тратить на покупки на 25% меньше. У страны отрицательная чистая инвестиционная позиция в 126 млрд евро (разница между внешними финансовыми активами и обязательствами) и уже четыре года дефляция. Туризм сегодня — практически единственная растущая отрасль Греции. Вклад туристической отрасли в ВВП Греции около 17%, и есть прогноз, что к 2025 году эта доля вырастет до 20% (вклад сельскохозяйственного сектора всего около 4%). Неудивительно, что туризм для греков сегодня — единственная возможность остановить падение экономики.