«Мировой туристский рынок непредсказуем из-за изменений в геополитике»
Туристский сезон — 2016 уже почти на исходе. В последнюю неделю августа можно отметить, что процесс импортозамещения в российском туризме уже запущен. Конечно, окончательные результаты можно будет оценить только в следующем сезоне, именно он покажет, насколько устойчива положительная динамика турпотоков на российские курорты, но уже сегодня можно отметить факт подтягивания российского турпродукта к международным стандартам туристского сервиса, заявила директор НИИ индустрии гостеприимства РЭУ им. Г.В. Плеханова Елена Джанджугазова, комментируя корреспонденту ИА REGNUM ситуация с турбизнесом в России и в мире. «В частности, увеличено предложение пакетных туров, что позволило привлечь российских туристов традиционно отдыхающих в Турции. Такая рокировка стоила почти 50% потери организованных туристов для курорта Анталья. В августе там ориентировочно отдохнули около 700 тыс. туристов при прошлогоднем уровне — 1 млн 320 тыс. Сегодня и можно выделить несколько интересных тенденций на туристическом рынке: Тенденция первая — мировой туристский рынок становится все более непредсказуемым из-за серьезных изменений в геополитике и экономике, именно они с легкостью обрушивают устойчивые тренды, переформатируют туристский рынок и держат в напряжении всех его основных участников: туристов, туроператоров, перевозчиков, туристские администрации и др. Переформатирование туристского рынка предполагает быстрое переключение турпотока от одной дестинации к другой. В прошедшие два десятилетия такие ситуации возникали в основном в результате природных катаклизмов. Так, например, цунами, случившееся в Таиланде в 2004 г. способствовало переключению турпотоков на другие туристские дестинации в Юго-Восточной и Южной Азии (Вьетнам, Мальдивы, Гоа и др.). В настоящее время переформатирование крупных турпотоков начинает приобретать системный характер и еще раз доказывает, что сложившийся спрос, несмотря на существенные препятствия, все равно будет реализован. Даже таким крупным пляжным дестинациям как Турция и Египет все-таки нашлась замена — Греция, Тунис, Черногория, Крым, Кавказ и др. В этой связи можно заключить, что современный туристский рынок полицентричен и мало предсказуем, а, следовательно, туристское предложение должно быть хорошо диверсифицировано и в.т.ч. территориально. Тенденция вторая — расходы жителей России на путешествия к 2025 году могут, значительно вырасти (от 30% до 50%), при этом доходы будут расти гораздо более медленными темпами. В качестве причин можно назвать следующее: Во-первых, рост объема и разнообразие предлагаемых туристских услуг активизирует дополнительный спрос, а во-вторых, расходы на туристский продукт вырастут за счет сокращения расходов по другим статьям и в частности уменьшение трат на подарки, или на так называемые «покупки повышающие настроения», к которым относят одежду, косметику, украшения и пр. Тенденция третья — это новая туристская мотивация, связанная во многом с появлением и развитием новых технологий и, в частности, с социальными медиа. Многие туристы, ведущие свои блоги, активно участвующие в форумах, выкладывая свои репортажи и видеоролики с сюжетами о проведенном отдыхе, мотивируют аудиторию на различные виды путешествий, прогулок и маршрутов, позволяющих получить новые впечатления и сильные эмоции. Особая роль в популяризации туристских маршрутов и достопримечательностей принадлежит сервису по обмену фотографиями и видеозаписями Instagram, — высказала свое мнение Джанджугазова. «Несмотря на то, что Турция уже открыта для российских туристов, а Египет откроют уже осенью, российские курорты не испытывают недостаток в отдыхающих. Однако отечественным курортам надо быть на чеку, в октябре начинается активный пляжный сезон в Египте, который сделает все возможное, чтобы сохранить свою долю туристского рынка, значительную часть которого занимают российские граждане», — резюмировала эксперт.