— Перед первыми майскими праздниками говорилось о задержках с оформлением виз. Все туристы получили визы или есть такие, которые не смогли отправиться в Грецию из-за позднего оформления документов? — Все наши туристы за исключением двух вылетели в Грецию по расписанию, и проблем с визами у них не возникло. В отдельных случаях наши клиенты получали визы практически в день вылета. — Как решается вопрос с теми туристами, которые не смогли улететь в Грецию из-за неоформленной вовремя визы? — В таких ситуациях туристам предлагается перенести дату вылета по туру на более позднюю. Пока мы с ними в процессе согласования условий переноса даты начала тура. Если же все-таки туристы по той или иной причине откажутся от изменения дат, то им будет возвращена полная стоимость тура. — Что планируется сделать ко вторым майским праздникам, чтобы избежать подобных затруднений? — Насколько мне известно, 6 мая в Москву прибывает первая команда командированных из Афин МИДом Греции специалистов в составе 10 человек, а после праздников 9 мая дипведомство пополнит вторая группа. Так что проблема задержки выдачи виз к началу лета, надеюсь, будет полностью устранена. — Какие у вас прогнозы по пассажиропотоку из России в Грецию на текущий год? — В начале этого года были гораздо более оптимистичные прогнозы. По некоторым оценкам, спрос на туры в Грецию в текущем году должен был возрасти где-то на 40-50%. Сейчас мы склоняемся к нейтральному прогнозу, который предполагает рост в диапазоне 15—20%. Как и в случае с чистым пассажиропотоком, так и с туристическим потоком, думаю, что можно говорить о росте где-то в пределах 10-15% по сравнению с прошлым годом. — Этот предполагаемый рост связан с тем, что туристы, которые раньше летали в Египет и Турцию, теперь выберут Грецию? — Лишь в незначительной степени российские туристы, летавшие в указанные страны, переориентируются на Грецию. Скорее росту популярности страны будут способствовать объявленный перекрестный год Россия – Греция, а также празднование 1000-летия присутствия русского монашества на Святой горе Афон в Греции. — Всегда считалось, что Турция и Египет – бюджетные направления. Сможет ли Греция предложить российским туристам что-то столь же приемлемое по цене? — Ни в коем случае нельзя смешивать, образно выражаясь, турецкого и египетского туриста. Египет, в отличие от Турции, более бюджетное направление. Проводить параллели между Египтом и Грецией некорректно. Вот Турция – Греция абсолютно сопоставимые по ценовому диапазону. Да, к сожалению, есть распространенное заблуждение, что Греция дорогое направление. Практика последних нескольких лет показывает, что Греция в большинстве случаев вполне конкурентна по цене с Турцией. Единственное, что по-прежнему является главным «отягчающим» фактором - это виза. И Турция, и Египет безвизовые страны. Именно поэтому российские туристы выбирали эти две страны. — Какую страну сейчас можно называть конкурентом Греции в сфере туризма? — Из наиболее популярных направлений сейчас на российском туристическом рынке – Греция, Кипр, Болгария. В последней совершенно другой туризм, другое море. Я не говорю, что там хуже или лучше. Но Болгарию нельзя назвать конкурентом для Греции, а Кипр можно. Потому что это очень схожая страна по всему: море, люди, культура, кухня. Хотя у Кипра есть очень важное преимущество. — Да. Виза есть, но она исключительно номинальная, оформляется в электронном виде за 5-10 минут. Поэтому можно сказать, что визы не существует. Тем более, что для российских граждан она бесплатная. Поэтому, думаю, что наибольший рост интереса будет в этом году по Кипру. Кстати, отдых на Кипре мы тоже начинаем предлагать российским туристам в этом году. — Многие считали, что после запрета на Египет и Турцию, греческие курорты станут еще дороже. — Да, было такое предположение. Однако, к счастью, этого не произошло. Греческие отельеры прекрасно понимают и отслеживают, что происходит в России: кризис еще не преодолен, покупательная способность российских туристов достаточно низкая, в этом году особенно, в связи с колебаниями курса рубля к евро. Поэтому большинство отелей либо вообще не подняли цены, либо подняли цены на какие-то символические 1-3%. Сегодня тур в хорошую гостиницу категории «три звезды», на базе питания «все включено», на неделю, на человека можно найти примерно за 27-30 тыс. рублей. — В группу Mouzenidis входит авиакомпания Ellinair. Она выполняет только туристические перелеты? — Авиакомпания Ellinair, которая существует четвертый год, изначально создавалась под туристические потребности туроператора Mouzenidis Travel. Примерно через год возникла идея расширить сферу ее деятельности. И тогда уже появились обычные регулярные рейсы, не ориентированные на перевозку только туристов. Конечно же, на сегодняшний день, если брать в процентном соотношении весь объем перевозимых авиакомпанией пассажиров, превалирующим является туристический сегмент. — Мы работаем как в странах постсоветского пространства, так и в странах Азии, Восточной, Центральной и Западной Европы, и везде основным направлением деятельности туроператора является отправка туристов на отдых в Грецию. В общей сложности у нас около 50 городов вылета из городов Греции, России, Украины, Казахстана, Грузии, Латвии, Эстонии, Польши, Румынии, Сербии, Германии, Италии и Кипра. — На каких направлениях из России у вас наблюдается наибольшая загрузка? — География наших полетов — от Калининграда до Новосибирска. Москва и Центральный федеральный округ России – первое место. Второе место – Южный федеральный округ (Ростов, Минеральные Воды и Краснодар). Это наиболее востребованные направления, которые показывают наибольший процент заполняемости наших рейсов. — Планируете расширять маршрутную программу из России? — В этом году нет. Программа уже сформирована и запущена. — Есть одна важная тонкость. Авиакомпания выполняет рейсы между Россией и Грецией. Греция — круглогодичное туристическое направление, но сезонность, в любом случае, присутствует. Осень-зима – это, конечно, низкий сезон в Греции. Зимой точно не будем расширяться. К лету 2017 года планируется расширение, но незначительно. Я думаю, что добавятся 2-3 города России. — Крыма в наших планах нет. Я объясню, почему. Мы греческая компания. Если говорить о Крыме, то нужно говорить о маршруте Крым-Греция. Но крымчане точно не поедут в Грецию. У них есть свое море, не Эгейское, не Средиземное море, но, тем не менее, море есть. Поэтому, совершенно точно могу сказать, что это направление не будет популярным. — На сегодняшний день парк воздушных судов состоит из 8 машин: 2 Airbus 319, 2 – Avro RJ85 и 4 Boeing 737. Восемь машин вполне достаточно для обслуживания существующих потребностей туроператора. Мы брали машины, которые эксплуатировались для пассажирских авиаперевозок в Европе и Америке. — Предварительно, в следующем году парк увеличится. Это будут Airbus, – или А-320, или А-321. — Нет. Учитывая, что все-таки авиакомпания ориентирована на туристические потребности, то логично, что бизнес-класса у нас нет. Пока все воздушные суда, эксплуатируемые нами, идут в моно-компоновке экономического класса. В этом случае улучшается экономика выполняемых рейсов. Перед авиакомпанией стоит задача не уходить в убыток, и с такой компоновкой туристическое подразделение имеет возможность получать конкурентные привлекательные цены. Конечно, пока нельзя говорить о каких-то сверхприбылях, но авиакомпания точно не убыточное подразделение в структуре холдинга. — В России наблюдается профицит пилотов. Работают ли у вас российские пилоты? — Учитывая, что авиакомпания греческая, естественно, что пилоты и бортпроводники, в основной массе, греки. Российские пилоты у нас не работают. С этим сложно. Во-первых, язык, во-вторых, пилоты должны иметь допуск для работы именно в странах Евросоюза. Это достаточно сложная процедура. Реализуемо, но, скажем так, овчинка выделки не стоит. Это займет очень много времени, нервов, средств. В-третьих, в самой Греции есть профицит пилотов. — В Москву вы летаете в три аэропорта – Внуково, Домодедово и Шереметьево. Обещают, что в этом году откроется четвёртый – Раменское. Поступало ли вам предложение от аэропорта о сотрудничестве? — Пока нет. Может быть, поступит. Мы сами с такой инициативой к ним не выходили. Как мы понимаем, аэропорт Раменское создается, в первую очередь, для лоукостеров, а наша бизнес-модель не такая. Мы обслуживаем различный сегмент туристов: от бюджетного до премиального. Даже несмотря на то, что не имеем на рейсах бизнес-класса. Например, могу точно сказать, что не менее 50% наших пассажиров – это туристы, которые забронировали тур с проживанием в отелях категории «пять звезд» в Греции. В общем, сотрудничая с основными тремя аэропортами Москвы, могу сказать, что все нам предоставили привлекательные условия. Пока для нас вполне достаточные. — Сезон будет сложный. Есть заблуждающиеся, которые рассчитывают, что Греция в этом году, в связи с запретом на Турцию и Египет, получит просто нереальную выгоду. На это рассчитывать не стоит.