Туристов влечет на самое южное побережье
Антарктида переживает туристический бум Как ожидается, в этом году число туристов, побывавших в Антарктиде, превысит 46 тыс. человек благодаря росту числа интересных предложений от туристических компаний и наплыву туристов из Китая. Однако такой ажиотаж серьезно беспокоит экологов и климатологов, которые видят в притоке туристов в этот регион угрозу для его уникальной природы. С тех пор как в 1966 году был совершен первый туристический рейс в Антарктиду, организованный американским предпринимателем шведского происхождения Ларсом Эриком Линдбладом, популярность Антарктики как туристического направления только росла. Как сообщает агентство Bloomberg, ежегодно этот континент посещают 35–40 тыс. туристов из разных стран мира. Наибольший наплыв — 46 тыс. человек — пришелся на сезон-2007/08, после которого из-за финансового кризиса отмечался некоторый спад спроса на такие поездки. Ожидается, что в следующем сезоне, который начнется в ноябре 2016 года и продлится до февраля 2017 года, число туристов превысит докризисный рекорд. В немалой степени этому способствуют увеличение числа туроператоров, обслуживающих это направление, а также растущий спрос на такие туры в Китае. В отличие от путешествия 50-летней давности, современная туристическая поездка в Антарктиду не сопряжена с серьезными трудностями и временными затратами. Путь на круизном лайнере от южной оконечности Аргентины через пролив Дрейка к побережью Антарктического полуострова занимает около 40 часов. А некоторые операторы предлагают даже воздушные туры вглубь Антарктиды или даже 12,5-часовую экскурсию с воздуха на борту Boeing 747. Однако 90% туристов прибывают на южный материк все же по морю. Самый дешевый тур в Антарктику обходится в $10 тыс. Но на этом направлении постоянно работают несколько крупных компаний, предоставляющих услуги класса люкс, в их числе Silversea Cruises и Seabourne, принадлежащая корпорации Carnival. Silversea Cruises в следующем году запустит второй круизный лайнер на маршрут до Антарктиды, и число туров за сезон к этому континенту достигнет 12. Тур в Антарктиду на судах Seabourne начинается от $16 тыс. с человека, у Silversea Cruises чуть дороже. А стоимость самого дорогого тура продолжительностью от трех недель может превысить $40 тыс. Но желающих побывать в этом регионе от таких цен не становится меньше. Больше всего туда едет американцев — около 12 300 в сезон-2014/15. В три раза меньше число побывавших за это время там австралийцев. За ними идут туристы из Китая, которых с каждым годом становится все больше, а также из Великобритании и Германии. Как отметил в интервью агентству Bloomberg старший вице-президент Seabourne по маркетингу и продажам Джон Дилейни, у обеспеченных туристов в последние годы сместились приоритеты. «Просто путешествия для людей стали сейчас более важным делом. Акцент сместился с материальных благ на жизненный опыт и впечатления»,— говорит он. Однако растущий интерес к девственной природе южного континента совсем не радует экологов и климатологов. В настоящее время 53 государства—участника Договора об Антарктике, заключенного в 1959 году, регулируют все виды деятельности на континенте, включая туризм. А Международная ассоциация туроператоров Антарктики (IAATO) следит за тем, чтобы ее участники (более 100 компаний), предоставляя туристические услуги, не наносили вреда природе региона. Как считает исполнительный директор Коалиции за Антарктиду и Южный Океан Клэр Кристиан, страны—участники Договора об Антарктике должны меньше противодействовать туризму на континенте и должны разработать всеобъемлющий план, который бы позволил наращивать объемы туризма в будущем. По мнению Джона Дилейни из Seabourne, спрос на их туры в Антарктику будет только расти. Но, по его мнению, большее число туристов совсем не означает ущерба для экологии региона. «Пожалуй, нет другого такого места на Земле, необходимость защиты природы которого имела бы столь широкую поддержку в мире»,— отметил он в интервью Bloomberg. Между тем в 2017 году в силу вступит новый закон в отношении полярных зон, принятый Международной морской организацией (ИМО). Он, как полагают некоторые эксперты, может ограничить объем туризма в Антарктике. Закон ужесточает требования к заходящим туда судам и обязывает их получать новые сертификаты от ИМО на работу в этом регионе. В числе новых требований, которые должны будут соблюдать операторы, следующие: в прибрежные воды не могут заходить суда, заправляющиеся дизельным топливом; суда, высаживающие людей на побережье Антарктиды, не должны перевозить более 500 пассажиров, и нельзя высаживать на берег единовременно более 100 человек; на берег с собой нельзя брать пищевые продукты; нельзя подходить к пингвинам и другим представителям животного мира этого континента; нельзя использовать беспилотные летательные аппараты (БПЛА). Правда, требования в отношении использования БПЛА могут быть пересмотрены уже на следующий сезон, сообщила Bloomberg пресс-секретарь IAATO и эколог Аманда Линнес. По ее словам, ряд компаний, входящих в ассоциацию, сообщили, что туристы хотят использовать БПЛА для «потрясающей съемки». Алена Миклашевская