Шереметьево» в 2015 г. обслужило 31,28 млн пассажиров, «Домодедово» – 30,5 млн, «Внуково» – 15,8 млн, сообщила пресс-служба Росавиации. Таким образом, «Шереметьево» спустя 10 лет снова стало крупнейшим по пассажиропотоку российским аэропортом. «Шереметьево» всегда считалось воротами в Россию. Но в 2005 г. крупнейшим аэропортом стало «Домодедово», удерживавшее это звание на протяжении десятилетия. Однако с 2010 г. пассажиропоток «Шереметьево» рос быстрее (см. график). Перелом наступил в прошлом, кризисном для авиаотрасли, году. Пассажиропоток «Домодедово» упал на 7,7%, а у «Шереметьево» практически не изменился (рост – 0,1%). Причины смены лидера очевидны: ключевой перевозчик «Шереметьево» – «Аэрофлот» нарастил объемы перевозок на 10,6%, тогда как крупнейшие российские перевозчики из «Домодедово», S7 и «Уральские авиалинии», росли скромнее – на 5,6 и 6% соответственно, перечисляет аналитик Райффайзенбанка Константин Юминов. В конце октября остановилась «Трансаэро», летавшая в том числе из «Домодедово». Наконец, в этот аэропорт летали крупнейшие иностранные перевозчики, которые в прошлом году прекращали или сокращали рейсы в Россию, говорит Юминов. «Снижение показателей «Домодедово» на 90% обеспечено остановкой «Трансаэро», пассажиры которой переходили в основном в «Аэрофлот», т. е. в «Шереметьево», также повлияло закрытие в начале ноября Египта, так как чартерные компании летали в основном из «Домодедово», – говорит аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова. В начале 2000-х гг. «Домодедово» очень эффективно и по-современному работало с авиакомпаниями, понимало их нужды, построило современный и крупнейший по пропускной способности терминал в России, вспоминает гендиректор Infomost Борис Рыбак. Аэропорт переманил из «Шереметьево» много иностранных авиакомпаний, прежде всего из альянсов One World и Star Alliance, из «Внуково» – «Сибирь». «Шереметьево» же, наоборот, не развивалось, добавляет эксперт. Но затем политика аэропорта поменялась, отмечает глава аналитического отдела «Авиапорта» Олег Пантелеев. «Аэрофлот» начал строить терминал D (впоследствии передан аэропорту). Затем и само «Шереметьево» начало строить новые и модернизировать старые терминалы. Наконец, в 2008 г., вслед за «Домодедово» и «Внуково», в «Шереметьево» тоже был запущен «Аэроэкспресс», улучшивший транспортную доступность аэропорта, перечисляет Пантелеев. До сих пор плюсом «Домодедово» были диверсификация клиентской базы и отсутствие зависимости от одного перевозчика, но в кризис показатели государственного «Аэрофлота» оказались лучше отраслевых, резюмирует Юминов. На «Аэрофлот» (вместе с «дочками» – «Россией» и «Донавиа») в 2014 г. пришлось 72% всего пассажиропотока «Шереметьево». Представитель «Шереметьево» не говорит, важен ли аэропорту статус крупнейшего в стране: «Есть плановые показатели, аэропорт работает прежде всего на их выполнение». В 2016 г. «Шереметьево» прогнозирует рост пассажиропотока на 3%, прежде всего за счет роста «Аэрофлота», добавляет он. Представитель «Аэрофлота» прогноза на год не называет. Человек, близкий к совету директоров авиакомпании, уверяет, что пассажиропоток группы, по оптимистичным прогнозам, вырастет на 15%. «Мы обеспечим «Аэрофлоту» условия для роста в 2016 г.», – уверяет представитель «Шереметьево». «Домодедово» не считает целесообразным стремиться к номинальному лидерству», – парирует представитель аэропорта. «Домодедово» сосредоточено на реализации масштабных инвестпроектов, в первую очередь за счет собственных средств, при этом оставаясь одной из самых рентабельных компаний в транспортном секторе. В 2016 г. рост пассажиропотока ожидается только в сегменте внутренних перевозок, добавляет представитель аэропорта. Общих плановых показателей он не раскрывает. «В 2016 г. продолжатся тенденции прошлого года, мы прогнозируем рост пассажиропотока «Шереметьево» на 7–8% и падение «Домодедово» на 4–5%», – говорит Сахнова.