Войти в почту

Медведев проведет в Сочи совещание по внутреннему туризму

Премьер-министр Дмитрий Медведев проведет в Сочи совещание по внутреннему туризму. "В Сочи мы проведём совещание, посвящённое внутреннему туризму", — рассказал ранее Медведев журналистам и добавил, что сам планирует покататься в Сочи на лыжах во время новогодних каникул. Как сообщает пресс-служба российского правительства, в совещании примут участие курирующая туризм вице-премьер Ольга Голодец, министр культуры Владимир Мединский (туризм относится к сфере его ответственности) и глава подведомственному ему Ростуризма Олег Сафонов, министр транспорта Максим Соколов, а также федеральный министр по Северному Кавказу Лев Кузнецов, президентский представитель в Южном округе Владимир Устинов, глава Краснодарского края Вениамин Кондратьев, руководители профильных региональных министерств и представители туристской индустрии.

Медведев проведет в Сочи совещание по внутреннему туризму
© © РИА Новости. Владимир Песня

Усилия по развитию туризма

В 2015 году власти вели работу по развитию внутреннего и въездного туризма, продвижению российского турпродукта на внутреннем и международном рынках, обеспечению безопасности и защите прав российских туристов за границей. В рамках федеральной программы «Развитие внутреннего и въездного туризма (2011-2018)» в 2011-2015 годах начали строить более 152 объектов обеспечивающей инфраструктуры в 36 кластерах на территории 28 регионов России, при этом 45 объектов уже введены в эксплуатацию. Всего на программу в 2015 году были выделены 4 миллиарда федеральных рублей. Началось формирование пула маршрутов и развитие новых межрегиональных туристских маршрутов федерального масштаба, в числе которых «Серебряное ожерелье России», «Русские усадьбы», «Восточное кольцо» и другие проекты, в том числе совместно с Китаем. Поддерживается развитие новых видов туризма, среди которых индустриальный, полярный, военно-патриотический. Особое значение придается повышению качества и созданию конкурентоспособного российского турпродукта. Для этого в 2015 году российские туроператоры, ранее работавшие только в сфере выездного туризма, переориентировались и на внутренние направления, предложив пакетные туры. Для продвижения туристского потенциала России за рубежом и внутри страны был сформирован национальный маркетинговый центр «Visit Russia / Вpeмя отдыхать в России». Ранее глава Ростуризма заявлял, что у России гигантский потенциал импортозамещения во внутреннем и въездном туризме, который нужно научиться правильно и эффективно использовать. По оценкам специалистов, уже после окончания летнего сезона 2015 гола стало очевидно, что сокращение доли выездного туризма на российском рынке составит 30-40%. Эксперты также прогнозировали рост внутренних турпотоков на уровне 30%. И те, и другие прогнозы к концу года практически сбылись, хотя с небольшими статистическими погрешностями. Кроме того, согласно данным Российского союза туриндустрии, в январе-сентябре 2015 года Россию с туристическими целями посетили около 2,54 миллиона иностранцев — на 13% больше показателя 2014 года.

Цена отдыха

Ослабевший рубль, события в Турции и Египте заставили россиян внимательнее присмотреться к отдыху на отечественных курортах и дали российской отрасли хороший шанс существенно поправить свое положение. Однако, по наблюдению ряда экспертов, соотношение цены и качества отдыха в России оставляет желать лучшего. К тому же, по прогнозам аналитиков, стоимость услуг может в 2016 году вырасти на треть. При этом большинство российских регионов, ожидающих притока туристов, не могут похвастаться ни развитой туристической инфраструктурой, ни качеством сервиса. По данным Ассоциации туроператоров России, основные туристические регионы — Краснодарский край и Крым — в ожидании наплыва отдыхающих готовятся поднять цены на 30%. "Это может очень плохо сказаться на сезоне", — предупреждает исполнительный директор ассоциации Майя Ломидзе. К тому же на пятки российским курортам наступают менее раскрученные зарубежные направления, такие как Таиланд, Вьетнам и Китай. Спрос на них сдерживается в основном из-за больших расстояний и, как следствие, высокой стоимости авиабилетов. Однако продолжающееся ослабление валют развивающихся рынков может сгладить этот негатив. Если цены на туристические услуги в Краснодарском крае и в Крыму вырастут в среднем на 15%, то это приведет внутренний рынок к стагнации или к снижению интереса к нему, отмечают эксперты. Подобная картина наблюдалась в 2015 году в Анапе (Краснодарский край): когда после аншлага 2014 года и в ожидании повторения успеха владельцы средств размещения заранее повысили цены в 2015 году, и курорт получил неожиданно слабый спрос. Второй вариант, сохранение или малое повышение цен по сравнению с уходящим годом может дать дополнительный толчок привлечению внутренних турпотоков и закреплению успеха черноморских курортов. Здесь позитивную роль может сыграть еще одна тенденция в российском туризме, которая проявилась только в 2015 году — перетекание самостоятельных путешественников по России в ряды организованных туристов. По оценкам экспертов, до последнего времени в сегменте внутреннего туризма 80% составляли «дикари», которые не пользовались услугами туристических фирм, но и здесь наметился перелом.

Работа на узнаваемость и популярность

Мэр Сочи Анатолий Пахомов считает, что рост популярности курорта в постолимпийский год напрямую связан с тем, что организацией отдыха здесь начали заниматься профессионалы, которые стали поставлять в Сочи организованных туристов. Глава Ассоциации туроператоров согласна, что всплеск интереса к Сочи и Крыму обусловлен появлением на этом рынке крупных туроператоров. «Впервые были поставлены чартеры в Крым, чартерные поезда в Краснодарский край и Сочи, массированная автобусная перевозка в Большой Сочи к объектам, построенным к Олимпиаде. Что позволило снизить среднюю цену в сегменте организованного туризма на 25%, благодаря работе туроператоров. Это привело к перетоку из самостоятельного туризма в организованный», — пояснила эксперт. Но тенденция такого перетока, кроме основных столиц и морских курортов, практически не касается других регионов России. Во многом виноваты невысокий сервис и слабая инфраструктура индустрии гостеприимства, но есть еще одно слабое место, устранение которого может стать позитивной тенденцией 2016 года. Не только самостоятельные путешественники, но и профессионалы туристического бизнеса жалуются на отсутствие доступной и подробной информации о России. Одной из задач 2016 года должно стать изучение, систематизация, широкое распространение и популяризация сведений, связанных с путешествиями по России — причем не только на русском, но и на английском и китайском языках.