Улётные цены. Почему воздушные путешествия становятся роскошью в Татарстане

Бюджетный рейс Казанцы до сих пор помнят дешёвые (благодаря субсидиям) билеты в Симферополь летом 2014 года на рейсы «Ак барс аэро»*. Чтобы улететь в Крым за 2,2 тыс. руб., люди с утра стояли в очереди, вспыхивали драки. «Самое смешное, что билеты оставались до конца сезона, мы даже давали дополнительную рекламу», - говорит Феликс Козлов, коммерческий директор аэропорта «Бегишево», в то время коммерческий директор «Ак барс аэро». Летом 2016 года продажа льготных авиабилетов в Крым во­зобновится, обещает Станислав Козленко, коммерческий директор авиа­компании «ЮВТ Аэро». «В I - II квар­тале Рос­авиация будет собирать заявки компаний на выполнение субсидированных перевозок в Крым, - говорит он. - Мы предполагаем, что число рейсов из Казани в Крым составит не менее 3-4 в неделю». Единственный татарстанский перевозчик уже выполняет субсидируемые рейсы из Казани в Воронеж, Нижний Новгород, Волгоград, а также из Нижнекамска в Екатеринбург и Пермь. Сейчас Правительство РФ субсидирует 113 маршрутов, из них 25 - при участии бюджетов регионов. «Государство помогает сделать доступными авиаперевозки и ставит условия перевозчику, - объясняет Ф. Козлов. - На каждый из субсидируемых рейсов существует установленный государством предельно допустимый тариф. Авиакомпании не имеют права продавать билеты дороже. Пассажир может заплатить 1,5 тыс. руб. за перевозку, себестоимость которой 5 тыс. руб.». Дубай и Китай Уход «Трансаэро» не привёл к переделу татарстанского рынка авиаперевозок, считают эксперты. Эта компания занимала в республике слишком маленький сегмент. Доминирует «Аэрофлот», на втором месте – «S7». В Казань вернулась «ЮТэйр». Московское направление сейчас заполнено на 100%. Активно развиваются «Уральские линии». Прямые рейсы из Казани выполняет «FlyDubai» (в Дубай), «Эйр Астана» (в Алма-Аты). Есть трансферные рейсы, благодаря которым из «Бегишево» можно улететь в Китай, сделав пересадку в Екатеринбурге. Из аэропорта «Казань» в апреле 2016 года планируют полёты «Чешские авиалинии», возобновит сообщение «Finnair», возможность открыть рейс в Израиль про­рабатывает «Red wings». Однако пассажиропоток в обоих международных аэропортах РТ в этом году снизился. Сказалось отсутствие Египта и Турции, скачки курса валют. Так, в 2015 году пассажиропоток «Бегишево» в Турцию упал на 30%, в Египет - на 47%. Вместе с тем Сочи показали плюс 34%, Крым - плюс 40%. С падением пассажиропотока примерно на 7-8% столкнулись все аэропорты страны. Так, если в прошлом году услугами «Бегишево» воспользовались 407 тыс. человек, то 2015 год аэропорт закончит с показателями в 360-370 тыс. пассажиров. «По деньгам падение будет меньше за счёт того, что мы увеличили свои объёмы по продаже авиакеросина, - говорит Ф. Козлов - По сравнению с прошлым годом удалось увеличить продажу топлива на четверть. Сыграло роль и то, что авиакеросин помимо ТАИФ стало производить ТАНЕКО». Полёты налегке «Авиаперевозки и туризм сильно зависят от экономической ситуации в стране, - констатирует Рустем Тарзиманов, директор по продажам одной из туркомпаний Казани. - У большинства граждан падают реальные доходы. Первое, на чём люди начинают экономить, - путешествия. Это касается и перелётов внутри страны. Если Турция и Египет к весне не откроются, многим компаниям придётся уйти с рынка». При этом Р. Тарзиманов не прогнозирует резкого увеличения внутреннего туризма и авиаперевозок в связи с ограничением возможностей полётов за рубеж. «Люди боятся путешествовать», - считает он. Однако многие эксперты прогнозируют возобновление полётов в Египет в течение трёх ближайших месяцев. Это возможно, если будут исправлены все нарушения авиационной безопасности, выявленные в аэропортах Хургады и Шарм-эль-Шейха. Уже есть информация о том, что будут разрешены грузовые рейсы из Страны пирамид. Ими будут перевозить продукты, не поступающие из Турции. Чартеры из этой страны отменены, однако «Бегишево» удалось сохранить регулярный рейс в Турцию. «После корректировок расписания мы пришли к соглашению, что рейс останется и в 2016 году, - сообщил Ф. Козлов. - В Закамском регионе, особенно в ОЭЗ «Алабуга», много турецких предприятий. На сегодня непонятно, как скажутся на них санкции, но потребность в регулярной авиаперевозке сохраняется». Альтернативой прямым рейсам в Египет и Турцию могут стать маршруты в Азербайджан и Кыргызстан. По словам Николая Подосёнова, представителя «Азербайджанских авиалиний» и Avia Traffic Company (Кыргызстан) в РТ, пассажиропоток по этим рейсам из года в год увеличивается. «Эти рейсы можно рассматривать как туристические, - говорит он. - В обеих странах много интересных направлений. Однако, если наш турист любил ездить в Турцию за 40-50 тыс. руб. на двоих, то в нефтяном Азербайджане придётся потратить в разы больше. Провести отпуск в Киргизии - например, на горнолыжных курортах, обойдётся дешевле». Компаний-лоукостеров (предлагающих низкую плату за счёт отказа от традиционных пассажирских услуг. - Прим. авт.) на рынке не будет. Во-первых, кроме Москвы в России нет городов, у которых было бы два аэропорта. А во-вторых, те инструменты, которыми пользовались лоукостеры: полёт без багажа, без питания, взяли на вооружение обычные перевозчики. Авиакомпании стараются зарабатывать на всём - даже купить два места рядом проблематично. Чтобы второй пассажир сидел с вами, могут попросить доплатить. * - «Ак барс аэро» прошла процедуру банкротства и перестала существовать. Помидоры выращиваю сама Венера Ганеева, народная артистка РФ и РТ: - Летать мне приходится в основном по работе. В молодости полётов было очень много – часто выезжала с театром на гастроли в Европу. И не думала при этом ни о каких опасностях. В Москву, Уфу люблю ездить на поезде или на машине. Оба мои брата и муж – хорошие водители. Отправляясь с ними в путешествия, чувствую себя спокойно и комфортно. В этом году мы с мужем летали в США. Участвовали в Сабантуе в Нью-Йорке, Сан-Франциско. Поездка нам очень понравилась. Не почувствовали никакого напряжения. Может быть, потому что не могли себе представить, что возможны такие трагедии, как с самолётом из Санкт-Петербурга над Синайским полуостровом... Мне не хочется ехать ни в Турцию, ни в Египет, ни в Эмираты. В Египте, Эмиратах я не была ни разу – меня туда и не тянуло. В Турции приходилось выступать, я пела в «Севильском цирюльнике» в Анкаре. Но сейчас мы все просто ошарашены поведением этой страны... Я вообще не приверженец зарубежных поездок, зарубежного отдыха. Не умею отдыхать за границей! Делаю это у себя дома, на родине, на своём дачном участке, сажаю цветы, выращиваю огурцы и помидоры. Наша страна, республика прекрасно подходят и для отдыха, и для жизни. Перелёт - отдельно, отель - отдельно Азамат Сабиров, глава одной из туркомпаний Казани: - «Иордания заменит Египет» - это хорошая шутка! Компании начинают поднимать цены на билеты, понимая, что у них сокращаются пассажирские кресла. Однако авиабилеты фактически не имеют фиксированной стоимости. Она формируется в зависимости от времени, дня недели прилёта, отлёта, от авиа­компании, возвращаемого или невозвращаемого тарифа. Придумано столько всяких тарифов, что на фоне конкуренции они в конце концов начнут снижаться. Последствием того, что Турция перестала быть массовым направлением, может стать умирание пакетного туризма. У нас начнёт формироваться новый рынок, который в Европе сложился пять-шесть лет назад, когда турфирмы начали продавать комбинированные туры: перелёт - отдельно, отель - отдельно. Официально Сергей Иванов, председатель Госкомитета Татарстана по туризму: - Пассажиропоток аэропорта «Казань» в 2015 году снизился на 9%. Снижение произошло в сфере международных перелётов. Одновременно отмечен рост на внутренних перевозках – 8% на внутренних авиалиниях. За последние три года в РТ почти в четыре раза выросло число туроператоров, занимающихся внутренним туризмом.

Улётные цены. Почему воздушные путешествия становятся роскошью в Татарстане
© АиФ Казань