Ещё

Архангельская область за год привлекла в Арктические архипелаги рекордное число туристов 

/ТАСС/. Архангельской области удалось в 2015 году привлечь в Арктические архипелаги рекордное число туристов — на 70% больше, чем в прошлом году. Среди путешественников оказались представители более 40 стран. Итоги успешного туристического сезона озвучил губернатор региона перед участниками пятого Международного форума «Арктика: настоящее и будущее», который прошел в Санкт-Петербурге 7-9 декабря.
"В 2015 году арктические архипелаги Архангельской области приняли на 70% больше туристов, чем в 2014 году. Это настоящий рекорд: такой высокий уровень интереса наши гости из-за рубежа демонстрируют впервые в истории Поморья. Так, в 2015 году морские порты региона приняли 23 круиза, 4 тыс. туристов из 41 страны мира", — рассказал Игорь Орлов на панельной дискуссии, посвященной культурному наследию Арктики.
По словам губернатора Архангельской области, положительных результатов удалось достичь благодаря инициативе региона включить часть акватории Земли Франца-Иосифа в границы морского порта Архангельск. В итоге решением летом в тестовом режиме был открыт участок морского пункта пропуска через российскую государственную границу. Впервые начались прямые трансграничные круизы по маршруту Шпицберген — Иосифа. В 2015 году на теплоходе «SeaSpirit» проведены три таких пилотных круиза.
Как отмечают специалисты, для увеличения количества посетителей необходимо, чтобы пункт пропуска действовал на постоянной основе и работал со всеми компаниями и судами.
Арктический туризм — сложный вид отдыха
Земля Франца-Иосифа и Новая Земля в последние годы входят в международные программы туризма, в Национальном парке «Русская Арктика» в летнюю навигацию было 11 заходов круизных судов, столько же, по словам губернатора, запланировано на 2016 год. Среди посетителей национального парка «Русская Арктика» больше всего оказалось путешественников из Китая, что отражает общую тенденцию на российском и мировом туристическом рынке. В следующем году по транспортному коридору через архипелаги Земля Франца Иосифа и Новая Земля планирует пройти ледокол «Капитан Хлебников» с российскими и зарубежными туристами на борту.
"Русская Арктика" — вторая по величине арктическая территория РФ, имеющая статус особо охраняемой. Созданный в 2009 году Национальный парк включает часть острова Северный из архипелага Новая Земля с прилегающими островами и самую северную территорию суши Евразии — государственный природный заказник федерального значения «Земля Франца Иосифа».
Как отметил на форуме директор национального парка «Русская Арктика» , туризм на арктических территориях — это специфический и достаточно сложный вид отдыха. «Основным видом туризма на территорию Национального парка Русская Арктика и государственного природного заказника федерального значения Земля Франца-Иосифа остается экспедиционный круизный туризм. Он характеризуется использованием судов вместимостью до 150 пассажиров и включением в программу тура ежедневных высадок на сушу или проведением экскурсий на моторных лодках. Экспедиционные круизы включают, как правило, образовательную программу. Присутствующие на судне лекторы проводят просветительские мероприятия и лекции об объектах и местах, посещаемых туристами», — рассказал директор парка.
В 2015 году территорию национального парка «Русская Арктика» посетили 1225 человек, но это далеко не предел. Турпоток, по оценке специалистов, может увеличиться до 5-7 тыс. человек в год.
Для этого нужно расширить возможности доставки туристов на острова. На Земле Александры идет строительство взлетно-посадочной полосы для нужд . При условии, что будет достигнута договоренность о ее использовании гражданской авиацией, возможно прибытие туристов по воздуху. Рассматривается также возможность использования для приема туристов портовой инфраструктуры военных на ЗФИ.
На заседании президиума Госкомиссии по вопросам развития Арктики 5 октября в Сочи Игорь Орлов выступил с предложением о возможном использовании взлетной полосы, которая строится военными, для приема гражданских самолетов. Губернатор Архангельской области также обратил внимание на необходимость сокращения сроков оформления пропусков для захода в пункты пограничной зоны России групповым круизным туристам из-за рубежа. Еще одна инициатива касалась продления сроков безвизового режима для иностранных туристов — участников круизных и экспедиционных программ в акватории островов и архипелагов Арктики. Это необходимо, поскольку продолжительность рейсов в Заполярье составляет обычно до 14 суток, а действующие на сегодня правила ограничивают срок безвизового пребывания круизных туристов 72-мя часами.
Чтобы выдержать дальнейшее увеличение туристического потока национальному парку потребуется принять дополнительные меры, включая обустройство экологических троп, подготовку профессиональных кадров для работы на круизных судах, повышение информированности посетителей о правилах поведения на территории.
Другие туристические маршруты Архангельской области также пользуются стабильным спросом у туристов. Национальный парк «Онежское Поморье» становится, по словам Орлова, центром экологического туризма.
Одним из самых популярных туристических объектов области остаются Соловецкие острова, которые ежегодно посещают около 30 тыс. туристов.
Всего в Архангельской области развивается около 80 программ культурно-познавательного, этнографического, экологического и активного туризма.
Единая национальная транспортная магистраль
Развитие транспортной инфраструктуры остается ключевым вопросом как для развития туризма, так и для экономики региона в целом. Эта тема также была затронута на арктическом форуме и на заседании государственной комиссии по вопросам развития Арктики в Санкт-Петербурге. Заместитель председателя правительства России сообщил на заседании, что госкомиссия дала ряд важных системных поручений, направленных на повышение эффективности государственного управления в Арктической зоне. В частности, поручено подготовить концепцию развития Арктической транспортной системы, включив в нее все виды транспортного сообщения. На заседании обсуждались вопросы развития портовой инфраструктуры в Арктической зоне и меры по совершенствованию пунктов пропуска для повышения оперативности обработки грузовых потоков в морских портах.
Во время пленарного заседания форума Дмитрий Рогозин отметил роль проектов, которые сегодня продвигаются в Архангельской области в развитии Арктики. В частности, развитие глубоководного района порта Архангельск и проект «Белкомур», в реализации которого сегодня принимает участие инвестор из Китая. В сентябре в Пекине было подписано соглашение о совместном строительстве железной дороги «Белкомур» с китайскими партнерами. Согласно этому документу, генеральным подрядчиком работ должна стать крупная китайская корпорация PolyTechnologies, Inc. Подписание межправительственного соглашения между Россией и Китаем о реализации этого проекта запланировано на апрель 2016 года.
Проект «Белкомур» (Белое море — Коми— Урал) предполагает создание железнодорожной магистрали Архангельск — Сыктывкар — Соликамск (Пермь) протяженностью 1161 км, включая модернизацию старых участков и строительство новых. По словам губернатора Архангельской области, он должен стать логистической основой комплексного промышленного и инфраструктурного развития регионов Европейского Севера России.
Строительство порта в Архангельске рассматривается как часть большого инфраструктурного проекта, в основе которого магистраль «Белкомур». В целом проект должен сократить железнодорожное плечо доставки грузов с Урала и Сибири к морю на 500-1000 км.
Порт обеспечит круглогодичный выход крупнотоннажных судов в Мировой океан, станет хорошей альтернативой портам Балтики, многие из которых контролируются иностранными государствами, к тому же перегружены из-за интенсивного судоходства.
Новая портовая инфраструктура будет создаваться в 55 км от областного центра в районе губы Сухое море. Планируемый грузооборот порта — до 45 млн тонн в год.
Власти региона рассчитывают, что китайские инвесторы также примут участие в создании порта, строительство будет вестись на принципах государственно-частного партнерства.
Как рассказал на заседании Госкомиссии по вопросам развития Арктики Игорь Орлов, концепцию порта в настоящее время разрабатывает ОАО «Ленморниипроект». Параллельно правительство региона и Корпорация развития Архангельской области готовят для инвесторов пакет документов, включающий комплекс предпроектных решений. Проект глубоководного порта планируется в декабре обсудить в рамках работы Российско-китайской межправительственной комиссии в Китае. Ожидается, что к декабрю 2016 года может быть подписано соглашение с КНР по проекту глубоководного района морского порта Архангельск.
Губернатор Архангельской области предложил включить проекты строительства «Белкомура» и глубоководного района Архангельского морского порта в отраслевую федеральную программу «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы» в рамках государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ». «При одновременной реализации проектов глубоководного порта и „Белкомура“ будет создана оптимальная транспортно-логистическая схема, направленная на расширение торгово-экономических связей России со странами , Северной и Южной Америки, Центральной и Юго-Восточной Азии. Вместе они дадут импульс активному развитию Северного морского пути как единой национальной транспортной магистрали России», — рассказал Игорь Орлов.
Неожиданные секреты поездов, которые вам пригодятся
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео