Вместо Красного моря - на стойбище. Как Югра развивает внутренний туризм

В Ассоциации туроператоров России заявили о резком снижении туристического потока на предстоящие праздники. Россияне в этом году забронировали в пять раз меньше новогодних туров за границу. Причиной снижения спроса стали высокий курс доллара и евро, рост инфляции, ситуация с «Трансаэро» и террористическая угроза. Однако, это как раз та ситуация, которая «сыграет на руку» развитию внутреннего туризма. Жительница Нижневартовска Наталья Никифорова в последние семь лет проводила новогодние каникулы только за рубежом. Вспоминает, как однажды «поймала» горящую путевку в Египет на двоих, как раз на Новый год, всего за 21 тысячу рублей. И это за десять чудесных дней под пальмами. Теперь же, к примеру, поездка накануне Нового года из Нижневартовска в Дубай на двоих с мужем обойдется в... 100 тысяч. И это всего на три дня! Цена «новогоднего» Вьетнама для двоих - с вылетом из Сургута - 125 тысяч рублей. Правда, за десять дней. Девять ночей в египетской Хургаде в каникулярный период обошлись бы в 68 тысяч рублей, если бы Египет не был закрыт для российских туристов на неопределённый срок. И это, заметьте, самые скромные предложения. Немудрено, что все чаще северяне обращают свой взор внутрь страны. По словам руководителя нижневартовского туристического агентства «Пегас Туристик» Светланы Лысенко, этим летом был велик спрос на поездки в Крым. «К сожалению, многие мои клиенты были разочарованы, - признается Светлана Лысенко. - Дорога туда неблизкая и нелёгкая, цены на питание и жильё высокие. Поэтому та же Турция выигрывала. Но, внутренний туризм - это вовсе не обязательно Крым и Краснодарский край. В нашей стране много удивительных и красивых мест. Возьмите хотя бы Югру. Она многогранна и безумно интересна. Причем, не только для иностранцев. Нам тоже есть что посмотреть и чему удивиться. Уверена, что туриндустрия в нашем округе - перспективное направление». Интерес к Югре действительно год от года становится выше. Только в этом году округ посетили свыше 230 тысяч человек. Туристско-рекреационный комплекс округа в области въездного туризма специализируется на спортивном, деловом, экстремальном, круизном, оздоровительном и экологическом туризме. Организуются охотничьи и рыболовные туры, создаются комплексы, включающие историко-культурные и природные памятники Среднего Приобья. По оценке Комитета по туризму автономного округа, доля тех, кто приезжает в округ с деловыми целями - 65%. Туристов, посещающих нефтяные края для досуга, отдыха, лечения и профилактики, - около 35% от общего количества. Те, кто выбрал такое направление туризма, как правило, покупают экскурсии в национальные поселки и стойбища, где можно знакомиться с культурой и укладом жизни коренных народов. Гости и жители округа могут почувствовать себя настоящими ханты и манси, попробовать национальные блюда, получить мастер-классы по их приготовлению, собрать ягоды-грибы. Такие услуги оказывают порядка 15 национальных общин. С момента действия программы по развитию этого вида туризма этностойбища посетили более 64 тысяч человек. «На моря-океаны мы насмотрелись, а вот что творится у нас под носом - не знаем, - говорит Наталья Никифорова. - Я, к примеру, ни разу не видела чумов ханты и манси, не каталась на оленях, хотя живу в Югре уже 17 лет. Поэтому, мы уже сейчас присматриваем тур «Новогодняя сказка на хантыйском стойбище». Думаю, особенно интересно будет моему восьмилетнему сыну». Давно и продуктивно работает на развитие внутреннего туризма старейшее турагентство «Спутник». Именно его бессменный руководитель Татьяна Жигулина разработала слоган «Увидеть Югру - влюбиться в Россию». Сегодня фирма предлагает этнотуры, охоту, рыбалку, сафари, эколого-краеведческие, ойл-туры и даже четырехдневный тур на Новый год в столице округа - Ханты-Мансийске. Понятно, что цена таких туров значительно ниже, чем поездка за рубеж. А вот эмоций и впечатлений они дают не меньше. Как отмечает член комитета думы Югры по экономической политике, региональному развитию и природопользованию Сергей Великий, развитие туризма позволит сохранить имеющийся богатый культурный и исторический потенциал нашего края. Он не исключает, что в будущем туриндустрия станет одним из источников пополнения бюджета. «Развитие внутреннего туризма позволит увеличить количество гостей Югры, а также даст возможность создавать новые экскурсионные программы и маршруты. Немаловажно, что формирование туризма как полноценной индустрии послужит импульсом к стимулированию и других важнейших отраслей хозяйства - инфраструктуры транспорта, связи, развитию сферы услуг», - подчеркивает депутат. В автономии успешно работает соответствующая государственная программа «Развитие культуры и туризма в ХМАО-Югре на 2014-2020 годы». Общий объем ее финансирования - свыше 18,5 млн рублей. Югра считается удобной и комфортной площадкой для проведения конгрессов, форумов, конференций и выставок. Проведение крупных культурных и спортивных мероприятий привлекает десятки тысяч человек из других регионов и из-за рубежа. Кстати, в октябре в нашей стране состоялся конкурс на лучший проект области событийного туризма «Russian Event Awards 2015», в котором были представлены 104 проекта из 36 регионов России. В финале конкурса приняли участие три югорских проекта, которые стали лауреатами и победителями конкурса. Гран-при в номинации «Лучшие муниципальные туристские информационные центры» завоевал Туристско-информационный центр города Ханты-Мансийска. Нам же досталось первое место в номинации «Лучшие проекты в области культуры» - за проект «Ханты-Мансийск - новогодняя столица». А также третье в номинации «Лучшая площадка для развития событийного туризма». Ей стал «Музей - перекрёсток культур» в Югорске. «Сегодня бизнес предлагает много возможностей в развитии туризма. А государство должно создать такие условия и предложить такие инструменты, которые позволили бы наладить бесперебойную работу туристического бизнеса, в первую очередь, малого и среднего», - считает руководитель программы по работе с присоединившимися членами Всемирной туристской организации Дмитрий Ильин. В Югре власть способствует развитию индустрии. А действующую программу развития культурной и туристской сферы системно адаптируют. Например, появился окружной конкурс «Лидеры туриндустрии Югры». Он сфокусирован на поддержке компаний, занимающихся привлечением и обслуживанием туристов. В этом году чествование победителей состоялось 14 ноября, в рамках югорской «Недели туризма». Как заметила в свое время губернатор Югры Наталья Комарова, концепция развития внутреннего и въездного туризма направлена не только на повышение конкурентоспособности «внутренних» турпродуктов, но и на развитие отрасли в целом, брендировании Югры с учетом особенностей географического положения, ресурсов: «Концепцией предусматриваются создание генеральной схемы развития туризма и инфраструктуры гостеприимства на базе сочетания историко-культурного, природного и туристско-рекреационного потенциала региона, а также необходимость оценки гражданами состояния туристской отрасли и деятельности исполнительного органа власти, осуществляющего функции по реализации государственной политики в сфере туризма», - подчеркнула глава региона. Как отмечает депутат Сергей Великий, меры, предусмотренные документом, позволят увеличить внутренний туристический поток к 2020 году, что в перспективе отразится на налоговых поступлениях, позволит создать новые рабочие места, а также повысит инвестиционную привлекательность Югры.

Вместо Красного моря - на стойбище. Как Югра развивает внутренний туризм
© АиФ Югра