Челябинская область: сложности и перспективы развития туризма

В Челябинской области сегодня переломный момент переживает туристическая отрасль. Так сложилось, что никогда раньше, воспетый поэтами, как край синих гор и голубых озер, Южный Урал всерьез не развивался как территория туристического паломничества. При этом в границах области расположены бескрайние леса, более трех тысяч красивейших озер, один из старейших в мире горных массивов, два заповедника, горнолыжные курорты. По словам регионального министра культуры Алексея Бетехтина, порядка 40% территории области имеют санаторно-курортное назначение, то есть предназначены не просто для отдыха, а для оздоровления людей, сообщает корреспондент ИА REGNUM. «Нам даны такие богатства, которыми нужно пользоваться с умом и выгодой. И теперь в этом направлении взят устойчивый курс. Туристический кластер Челябинской области находится сейчас на завершающей стадии разработки. Он будет включать объекты на территории Миасского, Златоустовского, Трехгорного, Кыштымского городских округов, а также Саткинского, Катав-Ивановского, Кусинского муниципальных районов. Он объединит как уже существующие объекты, например, национальные парки «Зюраткуль» и «Таганай», горнолыжный курорт «Солнечная долина», клуб-отель «Золотой пляж», памятник истории и культуры «Пороги», так и еще нереализованные проекты», — говорит Алексей Бетехтин. Также министр напомнил, что региональная программа развития туризма была принята еще 2011 году, но реализация ее по-настоящему начата только сейчас. «С приходом Бориса Александровича Дубровского в Челябинской области действительно большое внимание стало уделяться развитию туризма. Губернатор изучил программу и дал нам поручение разработать стратегию развития данного направления. С этого момента все сдвинулось с мертвой точки: появился Центр развития туризма, был создан информационный портал в сети Интернет, отдел туризма получил статус управления. Конечно, мы все прекрасно понимаем, что развитие туризма в регионе не может осуществляться без определения туристского потенциала этого региона. И этот потенциал у нашей области большой. Его нужно только развивать. При этом упор будет сделан на различные разновидности туризма. В частности, мы намерены развивать рекреационный, оздоровительный, экологический, самодеятельный, познавательный, промышленный, событийный, спортивный и другие виды туризма», — уверен глава культурного ведомства. И стоит заметить, что Бетехтин ничуть не переоценил туристические возможности региона. Такая уверенность министра теперь подкреплена и авторитетным экспертным мнением. Проходивший в течение двух дней в Златоусте и Миассе Межрегиональный форум «Внутренний туризм: инструкция по применению» собрал туроператоров, представителей муниципальных образований Челябинской области, делового сообщества, государственных, общественных организаций, образовательных учреждений, особо охраняемых территорий, а также ведущих экспертов туриндустрии как регионального, так и российского уровня. Ими был проведен анализ и сделано заключение. «Туристический потенциал Челябинской области оцениваю достаточно высоко, здесь много природных красот, удобная логистика, близкая к Европе, но необходимо больше работать в сфере продвижения. В целом нужно объяснять людям, что такое Южный Урал, какие плюсы и выгоды получит турист, приехав сюда. Турист не едет на логотип и слоган, он едет на определенный турпродукт. Пока добирались сюда из Челябинска, восхищались красотой природы. Для меня открытием стало чувство юмора южноуральцев. И это одна из тем, которую нужно прорабатывать и которая поможет разрушить стереотипы, связанные с промышленным регионом», — считает приглашенный эксперт, модератор площадки «Брендинг территорий» Надежда Макатрова. Также, по мнению экспертов, чтобы занять достойную нишу в туриндустрии страны, Челябинской области придется победить не только давно укоренившиеся в сознании людей стереотипы, но и серьезно укрепить инфраструктуру, максимально повысить уровень обслуживания, увеличить количество мест для размещения туристов и решить еще целый ряд задач. «Думаю, не стоит рассчитывать на быстрый успех в реализации программы. Ее осуществление нуждается в очень серьезной маркетинговой составляющей. И дело даже не только и не столько в том, что пока, с точки зрения, любителей путешествовать из других регионов, Челябинска область не входит в список привлекательных в плане туризма территорий. Сложность в том, что у нас очень затяжные межсезонья, а вот летний и зимний сезоны довольно короткие, что делает туристические объекты очень затратными в плане их содержания. А дороговизна содержания неизбежно влечет за собой удорожание услуг для клиентов. Безусловно, негативно будет сказываться на развитии туристической отрасли региона и общий спад платежеспособности населения. Дело в том, что есть совершенно достоверные расчеты, в соответствии с которыми туристический бизнес начинается, когда среднестатистическая семья имеет доход 800 долларов на человека, а развитым этот бизнес считается, когда доход составляет уже 1000−1200 долларов. То есть, все эти факторы будут оказывать негативное влияние на быстрое развитие туристической отрасли области. Все это необходимо просчитать», — уверена директор туристической компании «Вест Трэвел» Светлана Валянова. И все-таки нельзя не признать, что буквально за два последних года интерес туристов к Челябинской области демонстрировал устойчивый рост. Причем популярностью местные здравницы, туристические базы, дома отдыха и горнолыжные курорты пользуются как у самих южноуральцев и жителей соседних регионов, так и среди иностранных туристов. «Наиболее частые наши гости — жители Свардловской, Курганской и Тюменской областей, Башкирии. Также больше стало туристов из Центральных регионов страны, то есть, из Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга. С недавних пор растет интерес к нашим местам у иностранных туристов. Так в прошлом году к нам приехали 15 тысяч человек из-за рубежа. Преимущество составляют туристы из Китая и мы делаем на них ставку. На данный момент мы уже заключили соглашение с Китаем о безвизовом въезде туристических групп. Сейчас формируем для них турпродукт. Китайцев очень интересует так называемый «красный» маршрут — все, что связано с Лениным, революцией. Но для того, чтобы принимать иностранных гостей, мы должны предоставить им сервис совсем другого уровня», — отметила начальник управления туризма Минкульта области Наталья Грицай. В целях повышения уровня туристического сервиса на Южном Урале планируется уделить максимальное внимание усовершенствованию инфраструктуры в местах привлекательных для туристов, а также наладить тесное взаимодействие между учреждениями, работающими именно в туристической сфере и профессионально заинтересованных в развитии данной отрасли. Так уже сегодня в области ведется работа по активному включению в процесс учебных заведений, готовящих квалифицированных специалистов для туриндустрии региона. Для решения этих вопросов министерство культуры готовит заявку на включение туристического кластера в федеральную целевую программу (ФЦП) «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011 — 2018 годы». Заявленная сумма из федерального бюджета на развитие туризма в регионе — 1 млрд. рублей. Возвращаясь же к итогам Межрегионального форума «Внутренний туризм: инструкция по применению», необходимо отметить, что главным его результатом стало подписание губернатором Челябинской области Борисом Дубровским и главой Ростуризма Олегом Сафоновым соглашения о сотрудничестве. «Наше соглашение носит абсолютно практический характер. Мы видим здесь интересные проекты государственно-частного партнерства, в частности, в Златоусте эта работа очень активно идет. Потенциал действительно гигантский, и наша совместная задача с правительством региона — раскрыть возможности Южного Урала для туристов из России и из-за рубежа», — сказал Олег Сафонов. Особо глава Ростуризма подчеркнул роль губернатора Бориса Дубровского, заинтересованного в развитии туристической отрасли региона. Именно этот факт, по мнению главы Ростуризма, и будет залогом успеха. Сам Борис Дубровский отметил, что область преследовала несколько целей, подписывая соглашение с Ростуризмом. «Первое — это дать ясный сигнал инвесторам, которые задумываются, входить в этот бизнес на Южном Урале или нет, что мы будем поддерживать все проекты, которые будут направлены на развитие туризма. Очевидно, что подписание соглашения дает перспективы, ведь, кроме вложений предпринимателей и поддержки области, мы ожидаем получить и федеральное финансирование, чтобы соответствовать тем задачам и стратегии, которая выстроена федеральным центром. Наши возможности надо коммерциализировать», — резюмировал глава региона.

Челябинская область: сложности и перспективы развития туризма
© ИА Regnum