Ещё

Край необъятных возможностей. Каков туристический потенциал Прикамья? 

Что сегодня делают для развития туризма на уровне региональной власти и в муниципальных образованиях? Об этом наша беседа с , депутатом Законодательного собрания, членом .
Щедрый бюджет — шумный турпоток?!
— В Пермском крае уже не первый год ставится вопрос о более интенсивном развитии туристической отрасли. Что конкретно делают руководители региона, в том числе Законодательное собрание?
— Безусловно, огромный туристический потенциал Прикамья сегодня используется ещё далеко не полностью. Депутаты, в том числе и нашей фракции, считают, что природные, исторические, культурные достопримечательности могут и должны работать на развитие территорий нашего края, пополнение бюджета, создание новых рабочих мест и повышение уровня экономического развития, а значит — и уровня жизни в том или ином конкретном районе, городе, поселении.
Ещё в 2008 г. приняли целевую программу «Развитие туризма в Пермском крае (2008-2012 гг.)». Это позволило решить несколько важных задач по развитию внутреннего и въездного туризма. Например, создали региональную информационную туристическую систему. Открыли Информационно-туристический центр Пермского края, посещаемость которого в 2012 г. в среднем была более 100 человек в день. В Интернете появился официальный туристический портал www.visitperm.ru. Разработали семь новых маршрутов, наибольшую известность из которых получили «Зелёная линия» и «Великий чайный путь».
— Можно говорить о том, что уже сделали немало?
— Я бы сказал, что сделали необходимое. То, без чего в развитии отрасли вообще обойтись было нельзя, если, конечно, мы не намеревались продолжать топтаться на месте. Да, конкретных результатов в 2008-2012 гг. достигли. Но, как говорят в самом краевом правительстве, несмотря на некоторую положительную динамику развития туристической отрасли в регионе, Прикамье не занимает в России лидирующих позиций, уступая регионам-конкурентам. Вклад туризма в экономику края в 2010 г. — 1,1%. Это больше общероссийского показателя, но меньше регионов-лидеров: Свердловской, Самарской областей, республик Татарстан и Башкортостан, где валовой региональный продукт (ВРП) гостиниц и ресторанов — 1,2%. На сегодня наиболее приближённым к европейским показателям является лишь Краснодарский край, где ВРП от туризма в 2010 г. достигал уровня 2,7%. Надо прямо сказать, что одна из причин отставания нашего края в развитии туризма — недостаточное бюджетное финансирование этой отрасли. Средства на исполнение краевой целевой программы 2008-2012 гг. выделили в объёме 39% (51 млн руб.) от планируемой суммы 129 млн руб. В среднем ежегодное финансирование из средств регионального бюджета программных мероприятий по туризму в Пермском крае в 2008-2012 гг. едва превышало 9 руб. на одного жителя в год. Для сравнения: в Алтайском крае — 87 руб., Свердловской обл. — 34 руб., Татарстане — почти 20 руб.
— Сегодня в крае действует новая государственная региональная программа «Развитие туризма»?
— Да, её утвердили постановлением правительства региона в феврале 2014 г. Она рассчитана до конца 2016 г. Среди её ожидаемых результатов — увеличение объёма инвестиций в основной капитал объектов туриндустрии на 1 млрд 311 млн 600 тыс. руб., появление восьми паспортизированных туристических маршрутов, увеличение турпотока на 16%.
Не мифом единым…
— Есть ли в программе приоритетные виды туризма?
— В программе говорится, что разнообразные ландшафты, множество рек и пещер способствуют развитию водного, пешеходного, лыжного, горнолыжного туризма. Богатая история региона, историко-культурное наследие и яркие события позволяют развивать познавательный и событийный туризм. Наличие естественных минеральных вод и грязей, а также развитая инфраструктура — это мощная база для лечебно-оздоровительного туризма.
Теоретически в программе, конечно, всё верно. Но у меня создаётся впечатление, что на деле больше внимания зачастую уделяют активному туризму. Например, в начале августа в Перми прошёл Международный туристический форум «Перспективы развития активного туризма в России и мире». Там обсуждали тему «Роль мифов территории в формировании туристского продукта», представили проекты «Путь Ермака», «Молёбка: миф и реальность». Участники побывали в Кунгурской ледяной пещере и сплавились по р. Сылве. Всё это, безусловно, замечательно. Лично я — только за максимальное использование природных преимуществ нашего региона. И народное мифотворчество, конечно, пусть тоже приносит пользу, даже если это рассказы об аномальных зонах. Если кому-то интересно и люди готовы платить за посещение таких «легендарных мест», содействуя тем самым развитию территорий Прикамья, пусть будет.
Но при этом нельзя забывать о богатейшей истории и культуре нашего края. А ведь это познавательный туризм. Хотелось бы напомнить, что в 2009 г. по заказу министерства развития предпринимательства и торговли Пермского края специалисты различных отраслей общественного фонда культуры «Юрятин» провели большую научно-исследовательскую работу, в которой определили основные предпосылки развития туризма. И на их основе сформулировали главные конкурентные преимущества региона. В том числе — историко-культурные достопримечательности. Например, в археологическом плане: пермский звериный стиль, сасанидское серебро (древнеиранские и византийские изделия VI-VII вв.).
В сфере исторического наследия: уральская горнозаводская цивилизация, соляные промыслы. Я бы добавил: промышленность ХIХ-XX вв., внесшая огромный вклад в экономическое развитие России, особенно в её советский период, включая и победу СССР в Великой Отечественной войне. Хорошие возможности в деле продвижения историко-культурного туризма даёт проект «Пермь Великая». Выделили четыре тематических парка, каждый из которых представляет собой сеть туристских объектов, связанных общей историко-культурологической концепцией.
Вклад неоценим
— Участвуют ли в разработке концепций развития туризма, в том числе историко-культурного, муниципальные образования?
— Сегодня многие муниципалитеты включаются в эту работу, понимая, что без их активной позиции никто не принесёт им развитую туристическую отрасль на блюдечке. Вклад территорий в развитие отрасли и продвижение туристических брендов неоценим.
В программах социально-экономического развития муниципальных образований развитию туризма уделяют самое пристальное внимание. И особенно в территориях с благоприятными для этого условиями. В качестве примера можно привести Кунгурский район. В их программе на период до 2020 г. предусмотрели значительное увеличение туристического потока.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео