Экономим на авиаперелетах: Нестыковочка вышла...
В кризис цена важнее комфорта. Билеты за границу дорожают вслед за курсом евро. А лететь со стыковкой дешевле, чем напрямую, - в среднем процентов на тридцать (почему, см. в рубрике Ликбез КП). - Да, тенденция к экономии очень заметна. Туристы готовы покупать билеты даже на рейсы неудобными ночными стыковками, если они намного дешевле, - подтверждает Ирина Рябовол, представитель в России Интернет-поисковика Momondo. А часто прямых рейсов между двумя городами просто нет! Как жителю Калининграда слетать в Иркутск, побывать на Байкале? Только через Москву! С заграничными вояжами та же история. Тем более что из-за падения турпотока многие зарубежные компании отменили свои рейсы в Россию. Скажем, с сентября немецкая Lufthansa закроет маршруты из Германии в Самару и Нижний Новгород, оставит только в Москву и Питер. Так что из волжских городов напрямую в Европу будет уже не добраться. В обшем, учимся летать со стыковками! В этом читателям КП помогают наши эксперты: Александр Сизинцев, генеральный директор онлайн трэвел-агентства Biletix.ru, Янис Дзенис, PR-директор Aviasales и юрист Мария Власова (именно она помогла пассажирам отсудить полмиллиона рублей у авиакомпании, КП подробно рассказывала об этой нашумевшей истории). Информация пригодится тем, кто ищет билеты на бархатный сезон или уже на Новый год. И тем, кто успел в отпуске столкнуться с проблемами и теперь разбирается с авиакомпанией. ? Рейс с пересадкой и рейс со стыковкой - одно и то же? - Нет, это разные понятия, - разъясняет Александр Сизинцев. Стыковочный рейс: у вас один билет от первого до конечного пункта, и неважно, сколько между ними стыковок. Рейсы может выполнять и одна авиакомпания, и разные. Посадочные талоны, как правило, выдают на все перелеты сразу (но не всегда), багаж тоже регистрируют до конца. Полет с пересадкой: турист покупает отдельные билеты на каждый рейс. На каждый из них сам регистрируется, во время пересадки получает багаж и снова его сдает. Строго говоря, в российском и международном праве понятий стыковки и пересадки нет, их используют профессионалы рынка авиаперелетов. Да какая, скажете, разница? Очень просто: от этого зависит, кто ответит и заплатит в случае отмены или задержки первого рейса. При стыковочном рейсе с одним билетом - авиакомпания (подобности ниже). А вот если вы купили отдельные билеты, то за пересадку отвечаете сами. - В этом случае, если один рейс отменен или задержан, пассажиру придется самому купить новый билет на второй рейс, - продолжает Александр Сизинцев. Но это не значит, что деньги плакали окончательно! - Если у вас отдельные билеты, то каждая авиакомпания отвечает за свой сегмент (ст. 30 Варшавской конвенции). Если первый рейс по вине авиаперевозчика задержан и пассажир вынужден приобретать новые билеты на другие сегменты, он вправе требовать возмещения своих расходов с первого перевозчика, - объясняет Мария Власова. Но этим вы будете заниматься уже потом. А сначала - самому искать новые билеты, ночлег... А зачем вообще покупать отдельные билеты? Бывает, что так дешевле. Или авиакомпании входят в разные альянсы и никаких других договоров между ними нет - в один билет их рейсы никак не оформить. В такой ситуации между рейсами должно быть не меньше двух часов, а лучше больше - чтоб у вас был запас времени на тот случай, если первый самолет опоздает. Стоит ли брать билет, если стыковка меньше часа? Когда ищете билеты в Сети, обратите внимание не только на цену, но и на общее время в пути с учетом стыковки. Стыковка может быть очень короткой, а может быть и 12 часов, и 20. У каждого варианта свои плюсы и минусы. Начнем с короткой: реально ли добежать от одного самолета до другого за 30 - 40 минут? - Если тариф с такой стыковкой попадает в систему бронирования, это значит, что авиакомпания берет на себя ответственность за ее исполнение - при условии, что первый рейс прилетат точно по расписанию, - уверяет Янис Дзенис. Но, понятно, комфортнее всего стыковки длительностью от полутора до трех часов: без лишней спешки, но и не очень утомительно. Как раз чтоб размять ноги и перекусить. 3. Кто виноват, если застрял в очереди на паспортном контроле или досмотре? Или просто заблудился в незнакомом аэропорту? - Опоздание на рейс означает, что договор воздушной перевозки расторгнут по инициативе пассажира. А в этом случае стоимость билета ему не возвращается, - не радует Мария Власова. Если времени впритык - подойдите к сотруднику аэропорта, покажите посадочный - мол, цигель-цигель, наверняка вам помогут пройти без очереди досмотр и паспортный контроль. 4. А если между рейсами часов 10 - 12? Да, дорога на курорт будет долгой. А с другой стороны - во время длинной стыковки вы успеете новый город посмотреть! Для этого а) она должна быть в дневное время и б) вам не должно помешать отсутствие визы. Если стыковка в России или безвизовой стране - Турции, Таиланде или, скажем, Марокко - проблем никаких. Багаж мы обычно сдаем до конечного пункта, и таскать за собой чемодан по Стамбулу или Бангкоку не придется. А вот в Европе из аэропорта без открытого шенгена вас никто не выпустит. Длинная ночная стыковка - неудобный и невыгодный вариант. Только потратитесь на отель или будете маяться в зале ожидания. Но если альтернатив нет (в расписании один рейс в сутки, а вам позарез нужно лететь именно в этот день), заранее найдите место для ночлега. Во многих больших аэропортах гостиницы есть прямо в терминале - в том числе и в столичном «Шереметьево». Возможно, дешевле будет пройтись несколько сот метров до соседнего здания. 5. Надо ли делать визу в страну пересадки? Некоторые страны требуют транзитную визу, даже если вы не собираетесь выходить из аэропорта. США и Австралия, например. В странах Шенгена виза для пересадки не нужна, если вы не собираетесь выходить из аэропорта. Проверить, необходима ли виза для транзитного перелета, можно онлайн, в системе Timatic. Ею же пользуются и сами авиакомпании. Или позвонить в посольство страны, где у вас стыковка. 6.Первый рейс опоздал, второй улетел без вас. Что делать и кто за все заплатит? Было у меня такое, темной испанской ночью встречали прямо у трапа: кто тут рейс в Москву пропустил? Пришли мы к стойке трансфера, постояли в очереди (ибо бедолаг человек двадцать было), получили посадочные на завтра и ваучеры на отель, ужин и завтрак. А потом дружно погрузились в микроавтобус и поехали в гостиницу. И это - пример идеального поведения авиакомпании. - В случае задержки рейса в рамках стыковочного рейса авиакомпания обязана доставить пассажира до конечного пункта, - комментирует Александр Сизинцев. - Она может самостоятельно определить рейс, каким вас отправить - исходя из наличия свободных мест. Или вернуть пассажиру деньги за неиспользованные участки перелета. Все остальное - как при при задержке любого рейса, обязанности перевозчика прописаны в Федеральных авиационных правилах: ✓ вас должны обеспечить пассажиров горячим питанием при ожидании более 4 часов и далее каждые 6 часов в дневное время и каждые 8 часов в ночное. ✓ разместить в гостинице при ожидании более 8 часов в дневное время и более 6 часов в ночное. ✓ предоставить трансфер от аэропорта до гостиницы и обратно. Багаж получать и снова сдавать не нужно, им тоже займется авиакомпания. А вот в ручную кладь лучше всегда брать зарядки для гаджетов, зубную щетку и хоть какую-то смену белья и одежды - кто знает, не придется ли вам провести в аэропорту сутки вместо пары часов! - В международном праве действует "Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок" - Варшавская конвенция. К ней присоединились порядка 130 стран, - добавляет Мария Власова. - Согласно статье 19, перевозчик несет ответственность за вред, происшедший вследствие опоздания при воздушной перевозке пассажиров, багажа или товаров. Конвенция не детализирует, какой именно вред должен быть возмещен. Я полагаю, пассажир вправе требовать возмещения любых расходов: на еду, проживание, медпомощь, связи... Что делать, если авиакомпания не спешит выполнять эти обязанности? Или ее представителя вы просто не нашли? Советует Мария Власова: 1) составить претензию в администрации аэропорта с требованием передать авиаперевозчику.2) написать письмо по электронной почте в авиакомпанию. На русском и английском (если перевозчик иностранный). Хотя бы самыми простыми словами из школьного курса. Письмо сохранить - случае спора с него делается нотариальное удостоверенная распечатка и предъявляется в суд.3) написать жалобу в Минтранс (Ространснадзор). 7. Прилетел-таки, но на сутки позже. Пропала оплаченная ночь в отеле, круизный лайнер ушел без вас... Авиакомпания должна компенсировать эти потери? - Должна - и по российскому праву, и по Варшавской конвенции, - обнадеживает Мария Власова. 8. Билеты покупал в турфирме или онлайн-агентстве - с ними и разбираться в случае проблем? - Прежде всего с авиаперевозчиком, билет - это ваш с ним договор, - разъясняет Мария Власова. - С агента можно требовать возмещения убытков, если он ошибся при выписке билета, продал билет на несуществующий рейс и т. д. ЛИКБЕЗ КП Почему рейсы с пересадкой дешевле? Самолет «съедает» больше топлива, два раза взлетает и два раза садится. Пилоты, стюардессы и диспетчеры тоже тратят больше рабочего времени. И даже кормить пассажира приходится дважды! Но все равно: рейсы со стыковками дешевле. Почему? Объясняет Александр Сизинцев: - Стыковка позволяет увеличить загрузку самолета, а значит и прибыль авиакомпании. На прямых рейсах на дальние направления часто остаются пустые места, убытки приходится компенсировать более высокими ценами. Например, рейс Emirates Москва - Дели - Москва со стыковкой в Дубае. В этом случае у авиакомпании есть шанс заполнить как рейс Москва - Дубай (туристами, которые летят на отдых в ОАЭ плюс путешественниками, летящими в Дели), так и рейс Дубай - Дели (ведь к московским туристам, летящим в Дели добавятся, например, индийские рабочие, живущие в Дубае).