Летний отдых за границей доступности
После разразившегося кризиса любители путешествий пересмотрели свои туристические предпочтения. Для многих воронежцев отдых даже в некогда бюджетных Турции и Египте оказался недоступным. Кому-то стала грозить безработица, кому-то не проиндексировали зарплаты. Те же, кого финансовые невзгоды обошли стороной, озаботились другой проблемой - банкротством туроператоров. Дачный вариант Жительница Воронежа Ольга Хищева решила призреть все проблемы и отправилась через турагентство в отпуск в Египет. Вот только финансовая сторона вопроса оказалась весьма ощутимой, признаётся она. - Мы побывали с сыном в египетской Хургаде, - рассказала женщина. - Отдых там обошёлся нам в 57 тыс. руб. только за путёвку. Из всех развлечений - аквапарк на территории отеля. К пирамидам ехать семь часов - долго, жарко и утомительно, в общем, мы не рискнули. Заплаченные деньги - для меня немаленькие - не оправдали уровень сервиса и возможности в плане отдыха в самой стране. К тому же, с этого года в Египте ввели визовый сбор - 25 долларов с человека. Те, кто регулярно проводит отпуск за рубежом, отмечают, что цены этого года стали несопоставимо высоки. Большинство респондентов, опрошенных «АиФ-Черноземье» отметили, что в этом году они отправятся «исследовать» родные просторы или проведут отпуск на даче. Вот и Росстат публикует данные о том, что в текущем сезоне падение спроса в сегменте выездного туризма достигло 40%. Так, если в прошлом году в отпуск за границу отправились 3,181 млн россиян, то в этом - чуть более 1,899 млн. Понятно, что ведомство приводит данные общероссийского масштаба. Но и местные турагентства сетуют на ту же самую ситуацию. Ценовой передел По мнению Любови Коровиной, руководителя турагентства «МариНика-тур», отрасль претерпевает трёхсторонний кризис: финансовый - с ростом валюты, социальный и кризис доверия, подорванного банкротством туроператоров. По оценкам Александра Попова, менеджера по туризму «Натали-трэвел», этим летом наблюдается падение почти по всем направлениям. Удерживают позиции лишь Египет и Турция, хотя цены на них также выросли. В среднем - на 20-30%. Ольга Стрельникова, директор турагентства «Мир Странствий», подтверждает, что объём спроса сохранили только Турция и Египет, «а спрос на визовые страны, такие как Греция и Испания, упал по сравнению с предыдущими годами». - Из пляжных туров особым интересом пользуются Турция и Египет. На увеличение турпотока в эти страны повлияло наличие прямых вылетов из Воронежа. Из экскурсионных туров спросом пользуются Чехия, Италия, Испания, - проинформировала она. - При этом в связи с ростом курса валют туры подорожали примерно на 20-40% - в зависимости от направления. Стоимость таких туров, по разным данным, может составить как 15 тыс. руб. на одного человека, включая авиаперелёт, трансфер, проживание в отеле, питание «всё включено», медицинскую страховку, так и 50-65 тыс. руб. на двоих - при тех же условиях на семь ночей. И Египет в этом сезоне по росту цен опередил Турцию, тогда как он ранее был значительно дешевле. Без альтернативы Многие туристы бюджетным отдыхом сочли российские курорты. Однако туроператоры и агенты уверены, что кубанские или крымские предложения вовсе не дешёвые. - Зачастую отдохнуть в Египте можно дешевле, чем на курортах Краснодарского края, - отмечает Ольга Стрельникова. По мнению представителей турагентства «Инфинити», приемлемым по стоимости пока остаётся Крым. Однако если «сложить» его с дорогой, опять же выходит довольно дорого. - Российский отдых не станет альтернативой зарубежному - ни по уровню сервиса, ни по инфраструктуре, ни по достопримечательностям, и обойдётся он значительно дороже зарубежного, - уверена Любовь Коровина. В то же время отдых за рубежом для многих вряд ли будет возможен в этом сезоне или по крайне мере в том обозримом будущем, которое берутся спрогнозировать экономисты, потому как он напрямую зависит от курсов валют. А по данным финансового аналитика Сергея Овечкина, начало восстановления экономики и дальнейшая стабилизация курса рубля в диапазоне 50-60 руб. за 1 американский долл. ожидается лишь в конце 2015 - начале 2016 года. Казалось бы, в этой ситуации самое время развивать внутренний туризм. Ведь об этом местные власти заявляли на протяжении последних нескольких лет. К тому же санкции и валютный курс - факторы, благоприятствующие развитию внутреннего туризма. Но проблемы в этой сфере не решены. На туристических тропах региона по-прежнему нет соответствующей инфраструктуры. Как признаётся Любовь Коровина, на какие-то маршруты даже стыдно приглашать людей. Кроме того, эксперты отмечают, что о местных туристических маршрутах мало кому известно. И это тоже проблема, препятствующая развитию местного туризма. - Мне часто приходится сотрудничать с волонтёрами из других стран, и я всегда у них спрашиваю, что они знают о нашем городе, - рассказал на недавнем «круглом столе», посвящённом проблемам отрасли, Дмитрий Казьмин, директор ООО «Центр игровых технологий». - В ответ чаще всего я слышу: «Воронеж входит в состав Украины», и что наша чуть ли не единственная достопримечательность - музей «Костёнки». Спрашиваю у людей из других городов, отвечают, что им известен котёнок с улицы Лизюкова и пещерные храмы. Нужно продвигать имидж Воронежа за территорию области. Эту проблему в состоянии решить только власти. Кроме этого, по мнению экспертов, в Воронеже не хватает квалифицированных гидов, да и в целом индустрия гостеприимства у нас не развита. Впрочем, конкретных планов по решению всех этих проблем пока тоже нет Ставка на деловой формат Оксана Зяблова, руководитель «Федерации туризма»: - Спрос на зарубежные туры упал в большей степени из-за «невыездных» туристов, но они прекрасно переориентировались на российские курорты. По моим наблюдениям, снижение спроса на зарубежные направления составило не более 20%. В основном, туристы при выборе отдыха либо сокращают количество дней пребывания, либо выбирают более скромные отели, чем ранее. Падение спроса обусловлено ростом цен - в среднем стоимость туров увеличилась на 25-50%. Но нужно отметить, что те отели, которые были ориентированы на российский рынок, сейчас предлагают хорошие цены на размещение, поэтому в некоторых случаях стоимость отдыха практически не изменилась. Хорошие предложения есть по таким направлениям, как Греция, Турция и Испания. Недорогими сейчас являются автобусные туры к морю. При выборе такого типа отдыха получаешь комплекс услуг: проезд до места размещения, трёхразовое питание и проживание в выбранной категории: от бюджетных деревянных домиков до комфортных номеров. Подобные туры по-прежнему популярны. Что же касается внутреннего туризма, то он тоже активно развивается. Многие крупные туроператоры, которые до сезона 2015 года предлагали только отдых за рубежом, сейчас успешно реализуют пакетные туры на российские курорты. У Воронежской области тоже есть все шансы стать прекрасным местом для отдыха как российских, так и иностранных туристов. Воронеж выбрали такие знаменитые гостиничные сети, как Hilton, Marriott, Mercury и Holiday Inn. Пока они делают упор на деловой туризм, но я думаю, что следом будут развиваться и другие направления. Дело власти и инвесторов Михаил Глущенко, автор проекта «Нескучный день»: - Для развития регионального туризма нужно решить сразу несколько проблем. Первая - отсутствие информации: нашим достопримечательностям не хватает качественного медийного сопровождения. Пожалуй, ни один воронежец сразу не сможет назвать вам 15 туристических мест. Вторая - отсутствие событийных мероприятий, повышающих имидж региона как туристического центра. Это не означает, что их нет совсем, просто о них никому не известно. Третья проблема - отсутствие инфраструктуры. Для того чтобы достопримечательные места стали интересными для массовых посещений, нужно их обустроить. А это уже требует больших вложений. Все проблемы отрасли нужно решать в совокупности. Потому что, обеспечив информационное сопровождение, мы рано или поздно столкнёмся с наплывом туристов, которым просто негде будет разместиться. Инвесторов, готовых «рисковать», тоже нет: все понимают, что у этой отрасли долгий срок окупаемости. И всё же у данной сферы есть хорошие возможности в плане коммерциализации. Ведь можно организовать пункты питания, продажу сувениров, и всё это будет востребовано. Думаю, что без инициативы власти и должных проектов не обойтись. Шанс для бизнеса Евгений Гаврилов, экономист Не думаю, что Воронежская область будет сильно отличаться по трендам от России в целом. Боюсь показаться «капитаном очевидностью», но со стороны спроса выездной туризм будет падать, внутренний - расти. Я бы здесь отметил такую ситуацию как шанс для предпринимателей в сфере внутреннего туризма. Для тех, кто уже сделал в него инвестиции и надеялся на чудо в виде потока новых клиентов, это чудо произошло. Такой шанс явно использовали и постолимпийский Сочи, и слабые звенья «Золотого кольца». Для них это начало второй жизни. Те же, кто только готовится к инвестициям и встретит гостей в лучших традициях 90-х, сильно потеряют в будущем. Российский потребитель успел избаловаться и стал нетерпимым к плохой инфраструктуре. Один раз разочаровавшись, второй шанс будет давать только после положительного и продолжительного «сарафанного радио». Если придумать, зачем ехать в Воронеж обычному туристу, наш город может войти в первую группу. Остальные достопримечательности области пока явно во второй группе. И здесь я бы видел пользу в эволюционном росте - не надо на федеральном уровне раскручивать те же Дивногорье и Костёнки до появления сферы услуг на месте. При наличии капитала это вопрос одного-двух лет. Сейчас посетители едут по личной рекомендации и со своим сопровождением, поэтому эффект от отсутствия гостиниц и ресторанов минимизируется приятной компанией. Это, конечно, другое дело. А вот конкуренцию за «обычного» туриста, выбирающего из десятка направлений, выиграть тяжело.