Ещё

Банки туристов не бросают 

Туристический бизнес в России переживает системный кризис. На фоне замедления темпов экономического роста в стране и ухудшения геополитической ситуации за последние два месяца обанкротились несколько туроператоров, в том числе крупных. Портал Банки.ру выяснил, готовы ли кредитные организации в таких условиях предоставлять россиянам займы на путешествия.
Одна из крупнейших туристических фирм России — «Нева» 16 июля нынешнего года объявила себя банкротом, не справившись с бременем обязательств перед туристами и заказчиками. С тех пор обанкротились «Роза ветров Мир», «Экспо-тур», «Лабиринт», «ИнтАэр», «Идеал-тур» и другие. Тем не менее российские банки пока не ожидают кардинальных перемен в турбизнесе страны и поэтому готовы продолжать сотрудничать с туристическими компаниями, предоставлять гражданам займы на путешествия, а также развивать соответствующие новые кредитные продукты.
«Для турбизнеса 2014 год оказался хуже, чем кризисный 2009 год, рынок такого спада еще не переживал. Тогда был экономический кризис, а в настоящее время накладываются и геополитические факторы, которые пугают людей. Граждане не уверены, что сейчас самое время тратить деньги на заграничный отпуск. Отпуск — это не предмет первой необходимости, — поясняет пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина. — Соответственно, с начала года спрос на туристические путевки очень плохой: внешнеполитическая ситуация, разговоры о санкциях напрягают туристов. Кроме того, усугубляют положение и колебания курса рубля. Все это — на фоне жесточайшей конкуренции на рынке, где предложение значительно превышает спрос».
По словам пресс-секретаря РСТ, сокращение объемов продаж путевок по некоторым туристическим направлениям в текущем году достигает 50%. При этом из-за банкротства ряда туроператоров граждане начали терять доверие к туристическим фирмам, что практически привело к остановке новых продаж.
Ситуация с продажами турпутевок в 2014 году оказалась гораздо хуже, чем в предыдущие периоды: по разным направлениям падение составляет до 40%, сетует исполнительный директор компании «Туртранс-Вояж» Геннадий Цирков. «Причины тому — резкий рост курса доллара к рублю, что приводит к удорожанию туров, ощущение нестабильности и общая нервозность на рынке, негативное освещение целого ряда стран или группы стран в СМИ, проблемы в банковской сфере», — поясняет он. Так, по словам Циркова, потребители туристических продуктов и услуг из-за неопределенности не только на туристическом рынке, но и в экономике России в целом, предпочитают занять выжидательную позицию и не тратить крупных сумм денег на отдых.
Кроме того, проблемы есть и у самих туроператоров: у многих из них зависли средства в обанкротившихся кредитных организациях, в частности в Мастер-Банке.
«Когда начались банкротства туроператоров, банки, естественно, тоже забеспокоились. Перестали предоставлять туроператорам овердрафты, выдавать кредиты. А многие туроператоры живут на кредиты в основном, под оборотные средства», — рассуждает Тюрина. В условиях отсутствия средств на финансирование деятельности, а также падения спроса на путевки со стороны населения турбизнес может лишиться еще не одного игрока, считает пресс-секретарь РСТ. «Вместе с тем я считаю, что рынок, конечно, ужмется, но колоссальных изменений на нем не будет», — прогнозирует она.
Геннадий Цирков также отмечает, что банки очень неохотно предоставляют новые займы и перекредитовывают туроператоров. Однако сами фининституты пока не считают, что ситуация требует кардинальной смены приоритетов, и выражают готовность кредитовать как граждан страны, так и турфирмы — благо последних в России пока больше, чем самих банков.
На рынке есть две основные формы кредитования путешественников, поясняет Ирина Тюрина. Первая — при которой сами россияне берут непосредственно в банках займы на отдых в той или иной форме. Другая же форма заключается в сотрудничестве банков с турбизнесом. «Например, в самом агентстве могут оформить путешественнику в банке кредит, если гражданину не хватает на путевку какой-то суммы денег», — уточняет представитель РСТ.
Так, в Кредит Европа Банке отмечают, что программа моментального кредитования «Отдых в кредит» по-прежнему пользуется неизменным спросом у населения. «Мы зафиксировали положительную динамику нынешним летом, несмотря на то, что туристический рынок РФ в целом столкнулся с рядом трудностей, — рассказывает вице-президент, начальник дирекции потребительского кредитования Кредит Европа Банка Ильсур Гибадуллин. — Люди не отказывались и не отказываются от идеи брать отпуск и проводить его там, где хочется. На эти цели и берут кредит». На данный момент финансовый институт работает с несколькими крупными туристическими компаниями, такими как PegasTouristik, TEZ TOUR, TUI, CoralTravel.
Национальный Банк «Траст» со своей стороны видит тенденцию к укрупнению игроков на туристическом рынке, которая характеризуется распределением пула клиентов мелких туроператоров между крупными. В частности, говорит директор по развитию POS-бизнеса Банка «Траст» Андрей Ребров, поэтому в начале минувшего лета в банке была создана специализированная продуктовая линейка POS-кредитов для туристов. «Она включает в себя как краткосрочные займы от трех до шести месяцев, так и долгосрочные кредиты до 18 месяцев, а также кредиты со льготным периодом до четырех месяцев», — уточняет банкир. Отметим, что «Траст» также сотрудничает с агентствами, входящими во франчайзинговую сеть крупных туроператоров, например TUI, TEZ TOUR и ведущим греческим туроператором «Музенидис Трэвел».
Альфа-Банк и вовсе наблюдает рост кредитного оборота по туристической отрасли в целом на 10—15% год от года, поэтому также сравнительно недавно запустил кредитные продукты для путешественников в ключе потребительского кредитования. «Мы по-прежнему готовы работать с турфирмами, туроператорами, но партнеров мы тщательно проверяем», — заявляет начальник управления по развитию сети дистрибуции Альфа-Банка Алексей Степанов. Кредитная организация, по словам банкира, при малейшем сомнении в финансовой устойчивости туристической фирмы предпочтет отказаться от сотрудничества с ней. Однако, добавляет Степанов, некоторые турфирмы и туроператоры — партнеры банка являются корпоративными клиентами «Альфы», что делает их бизнес прозрачным для финансового института.
«Внучка» ВТБ — Лето Банк, специализирующаяся на кредитовании массового клиента, активно сотрудничает с различными турфирмами и осуществляет кредитование путешественников в рамках существующей продуктовой линейки. В Лето Банке порталу Банки.ру сообщили, что открыты для сотрудничества с новыми партнерами, но не планируют разрабатывать специальные программы или продукты под туристический сегмент POS-бизнеса.
И только Кредит Европа Банк сказал порталу Банки.ру, что уже в ближайшее время намерен заключить договоры о сотрудничестве с новыми турфирмами. «Компании сами обращаются в наш банк для подключения к проекту „Отдых в кредит“ — они видят в этом выгоду для себя и своих клиентов. Альтернативный способ оплаты за турпутевку по гибким кредитным условиям — это способ привлечь внимание клиента», — заявляет Ильсур Гибадуллин.
Михаил ТЕГИН, Banki.ru
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео