Ещё

Туризм без ответственности 

Пять российских турфирм уже заявили «о приостановлении деятельности», как они мягко называют банкротство. Скорее всего, эта пятерка — не последние, в ближайшие дни будут еще. Порядка 25 тысяч россиян, купивших туры в этих компаниях, столкнулись за границей со ставшими негостеприимными отельерами, требующими оплатить гостиницу и пытающимися не отдавать документы, пока не увидят денег. Обратные самолеты тоже оказались непроплачены.
Самое массовое за последние годы банкротство в российской туристической отрасли застало туристов, разумеется, врасплох — брали дешевые туры, не особенно вникая, кто и как их везет.
Как результат — в курортных отелях и аэропортах сидят толпы наших сограждан, публикуя в Facebook селфи с рукописными табличками — «Помогите».
Кто виноват и кому бить морду — вопрос в таких обстоятельствах естественный, и застрявшие туристы с энтузиазмом решает эту задачу, благо, далеко ходить не надо. Самым близким объектом оказывается МИД, поскольку представители туркомпаний в таких обстоятельствах, как правило, исчезают, а с авиаперевозчиков взятки гладки, не заплатили — чартер не пришел.
Консулы носятся в мыле, пытаясь решать не свои, в общем-то задачи, поскольку у них нет ни инструментов, ни средств, чтобы разрулить проблемы сразу нескольких сот человек, свалившихся как снег на голову. Нет собственных средств, достаточных, чтобы оплатить отели нескольким десяткам человек или купить авиабилеты на большую группу, причем по ценам высокого сезона. Они — не указ для местных отелей и туркомпаний. К тому же август — пора отпусков, половина дипработников в отпусках, на оставшихся валятся все шишки.
В обязанности внешнеполитического ведомства действительно входит оказание помощи гражданам, попавшим в сложную ситуацию за рубежом. Однако, речь идет о тех, кто находится в стране на ПМЖ, на учебе, на долгосрочной работе. Приезжающие на неделю туристы никакому учету не подлежат, нигде не регистрируются, и в консульской службе, в общем-то, понятия не имеют, сколько их в стране на данный момент. Но в ответе за все оказываются дипломаты, ну и государство в целом. «Чо за страна».
Но, похоже, что проблема в нас самих.
Нежелание самостоятельности, боязнь оказаться одному в незнакомой обстановке — все это приводит наших сограждан в туркомпании. «А как же я/мы в одиночестве за границей — мы же не знаем языка, мы не знаем местных порядков, а вдруг нам кто-то что-то скажет или сделает». Хотя, казалось бы, кругом глобализация и интернет, и о проблемах, связанных с поездкой в то или иное место, можно узнать за пару часов. Но это не для нас. Мы лучше возьмем пакетный тур «все включено», напьемся в самолете, а на месте нас отвезут в отель. И впереди две недели на пляже, плюс пара экскурсий. А больше и не надо — мы все равно не представляем, куда мы приехали и что здесь есть интересного.
Турфирмы, которые на такой клиентуре и кормятся, естественно, только рады таким опасениям. При этом они тоже боятся ответственности, поэтому их вполне устраивает нынешняя ситуация в отрасли, когда никто не за что не отвечает. Как отмечают эксперты в области туризма, будет очень большая удача, если туристам удастся получить хоть что-то в возмещение своих потерь. «Лабиринт», по крайней мере, уже посоветовал обращаться к страховщикам напрямую, минуя туроператора. И правильно, у него и так проблемы. Хотя туркомпании страхуют свою ответственность, но как доходит до дела, то оказывается, что на человека приходится по 2-4 тыс. руб.
Ответственности боится и государство: недаром туристическое законодательство существует в довольно сомнительном виде, то есть опять-таки все ведомства не при чем, а как доходит до дела — шишки сыпятся на несчастных мидовцев, которые тоже не при чем.
Кстати, когда несколько лет назад обанкротилась британская турфирма — к берегу курорта быстро подошел военный корабль и забрал туристов. У нас так не получится — ведомства слишком боятся, как бы чего не вышло, и что будет не по уставу.
Есть надежда, что в ближайшее время правительство пересмотрит эту схему. Пока гром не грянул, было недосуг. Но радоваться рано — с рынка, скорее всего, вынуждено будет уйти подавляющее число операторов, а оставшиеся поднимут цены, хотя бы потому, что им придется страховать каждую путевку в отдельности. И вряд ли это окажется дешево: страховые компании, блюдущие свое имя, не хотят страховать туристическую отрасль, слишком велики риски.
Ответственность начинается не с государства, а с человека. Сделай сам свой тур, уж извините за пионерский призыв. Открой бронировочный сайт, найди отель — подавляющее большинство сайтов давно русифицировано, — купи дешевые билеты по той же схеме. И тогда можно не зависеть от турфирм, от того, проплатил ли оператор отель, или накосячил.
Кто-то скажет, что пакетный тур дешевле. Ничего подобного. Индивидуалка выходит примерно в те же деньги.
Но это же надо самому что-то решать, а не перевешивать ответственность на других.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео