Ещё

Открытие центрального аэропорта Берлина отложено до марта 2013 года 

Торжественный провал
Новый аэропорт имени Вилли Брандта должен был стать центральным авиационным хабом не только Берлина, но и всего восточногерманского региона, «подхватив» на себя также значительную долю авиапассажиров из соседней Польши. Инвестиции в строительство нового аэропорта составили за шесть лет 3 млрд евро, пассажиропоток только первой очереди должен был составить 29 млн пассажиров в год, а второй ‒ 45 млн пассажиров. Новый аэропорт должен был заменить сразу три аэропорта немецкой столицы ‒ закрытый в 2008 году Темпельхоф, а также аэропорты Тегель и Шенефельд (их должны были закрыть сразу же после введения в строй нового хаба).
Грандиозный праздник открытия новых воздушных ворот немецкой столицы должен был состояться 3-го июня. Именно эту дату открытия (уже однажды перенесенного ‒ до 2010 года предполагалось, что аэропорт вступит в строй до осени 2011 года) руководство аэропорта рекламировало до последнего, с упорством обреченных. Еще за четыре недели до предполагаемого открытия аэропорта компания-оператор пригласила на стройку около восьмидесяти собкоров зарубежных СМИ, чтобы еще раз заявить, что планы строительства не будут сорваны ни в коем случае. «Мы гарантируем, что откроемся 3 июня. У нас нет никакой паники, мы не работаем в три смены», ‒ говорил «Эксперту-Online» пресс-секретарь аэропорта Лайф Эрихсон, стоя в центре полуготового зала регистрации пассажиров.
Руина вместо жемчужины
Между тем, простой визуальный осмотр стройки показывал: по сравнению с июлем 2011 года прогресс в строительстве был лишь минимальный. Большинство залов находилось в совершенно сыром состоянии, в них не была даже уложена электропроводка. Ни один из залов аэропорта не был даже близко готов к работе. Подземный железнодорожный вокзал аэропорта, призванный доставлять пассажиров не только из региона, но и самых удаленных городов, выглядел полностью разгромленным ‒ на смычке аэропорта и вокзала не были даже установлены работающие эскалаторы. По территории аэропорта передвигались экскаваторы, на территории активно проводились земляные работы.
Именно поэтому заявление компании-оператора о срыве сроков сдачи объекта, сделанное две недели назад, не стало сюрпризом для наблюдавших за строительством берлинского аэропорта. Скорее, удивительным было другое ‒ компания пообещала, что сдаст аэропорт к августу 2012 года. Именно такой незначительный перенос, а не сам факт срыва строительства, казался маловероятным. Неудивительно, что уже на следующий день в уважаемой немецкой газете Financial Times Deutschland появилась информация, что официально заявленный повод задержки ‒ неготовность автоматической системы пожаротушения ‒ это лишь благовидный предлог, а на самом деле проблемы строительства куда масштабнее и глубже.
Перенос переноса
Эти догадки были полностью подтверждены последним выступлением мэра Берлина Клауса Воверайта (мэр Берлина является членом наблюдательного совета по строительству аэропорта). После заседания совета, продолжавшегося до двух часов ночи, мэр вышел к прессе и заявил, что аэропорт не может быть сдан раньше марта 2013 года ‒ потому что к августу достроить аэропорт невозможно, а запускать такой сложный объект зимой небезопасно. В качестве утешения для возмущенных граждан Клаус Воверайт пообещал, что главный планировщик аэропорта Манфред Кёртген будет уволен, а с компанией-застройщиком PGBBI будет расторгнут контракт.
Между тем, срыв строительства аэропорта стал мощнейшим ударом по двум крупнейшим авиакомпаниям Германии: Lufthansa и Air Berlin. Рассчитывая на открытие нового аэропорта, обе компании кардинальным образом поменяли свои полетные планы, предложив клиентам новые стыковочные рейсы (невозможные в прежней ситуации двух аэропортов), а также значительное количество новых прямых рейсов из Берлина (раньше пассажирам из Берлина часто приходилось лететь с пересадкой во Франкфурте или Мюнхене).
Авиакомпании негодуют
Так, авиакомпания Lufthansa предлагала клиентам 50 новых беспосадочных направлений из Берлина по цене от 49 евро с налогами и сборами. Компания предполагала выполнять из нового аэропорта 1000 рейсов в неделю общей емкостью в 180 тыс. пассажиромест. Для обслуживания нового аэропорта Lufthansa даже существенно расширила свой самолетный парк ‒ теперь этим самолетам будет просто неоткуда взлетать. В свою очередь, Air Berlin планировала выстроить на базе нового аэропорта гигантский пересадочный узел и летать из него в США, Россию и другие страны. «Страшным ударом» назвал срыв сдачи аэропорта глава Air Berlin Хартмут Медорн. Компания также рассматривает возможность подачи иска о компенсации ущерба.
Впрочем, в отличие от компаний, для большинства пассажиров срыв сроков сдачи аэропорта не должен стать по-настоящему серьезной проблемой. Большинство заявленных рейсов будут выполнены авиакомпаниями ‒ с прибытием и стартом из старых аэропортов. Недовольным пассажирам авиакомпания Lufthansa предлагает сдать билеты с полной компенсацией стоимости ‒ даже если билеты были куплены по тарифу, не предусматривающему возврат денег.
Самые же серьезные имиджевые потери понесла берлинская столица. Берлин уже был известен в Германии как город, который на протяжении трех лет не может справиться с проблемами в техническом обслуживании городских электричек, что приводит к регулярным сбоям в движении общественного транспорта. Провал нового инфраструктурного проекта лишь подтвердил точку зрения на Берлин как на город, страдающий от хаоса в планировании. В Германии уже стала популярна шутка о том, что «Берлин может все. Кроме аэропорта. И электричек». Теперь берлинцам остается лишь надеяться, что строители аэропорта смогут удержаться в новых сроках и сдать объект хотя бы к марту 2013 года.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео