Ещё

Заглянуть в черную бездну космоса 

Первый пилотируемый испытательный полет в космос полноразмерного частного туристического корабля SpaceShipTwo компании «Вирджин галактик», принадлежащей британскому миллиардеру , должен состояться в конце нынешнего года. В ходе него будет впервые на заоблачной высоте по штатной схеме запущен ракетный двигатель корабля. После испытаний дорога для космических туристов откроется. Очередь из желающих уже включает сотни человек всех возрастов. Тем более что цена билета на такой рейс становится доступной для просто состоятельных людей, а не только для экстравагантных богачей.
Вообще-то ранее уже дважды побывал в космическом пространстве другой частный корабль той же компании, который назывался SpaceShip-One. Осенью 2004-го сначала пилот поднял SpaceShipOne на 103 км, потом Брайан Бинни достиг высоты 112 км (ученые разных стран договорились считать границей космоса отметку 100 км). И хотя поставленные задачи в 2004-м удалось выполнить, однако SpaceShipOne (длина судна — 8,5 метра) все-таки был не полномасштабным туристическим кораблем, а только прототипом. У нынешнего корабля SpaceShipTwo длина вдвое больше — 18 метров и диаметр 2 метра. Понятно, вместимость здесь увеличилась существенно: шесть пассажиров и два пилота. Это уже, можно сказать, не утлое суденышко, а достойная уважения современная космическая каравелла.
Испытано на себе и детях
Если предстоящий полет окажется успешным, путь космическому туризму будет открыт. Потребуется, конечно, время для дополнительных испытаний, но, как считают специалисты «Вирджин галактик», в 2013-м или 2014-м должны начаться регулярные коммерческие полеты любознательных (и достаточно состоятельных) землян в заоблачную космическую бездну.
Подготовка к предстоящему испытательному рейсу потребовала больше усилий, чем вначале предполагали конструкторы и инженеры. После того как первый SpaceShipOne преодолел 100-километровый рубеж, специалисты считали, что новый, большой корабль может отправиться в космос всего через три года — в 2007-м. Ошиблись, потребовалось не три, а больше. И правильно, что компания не спешит, не устраивает гонку. Потому что речь идет об обеспечении безопасности полетов. Авария недопустима еще и потому, что она закрыла бы космический туризм на многие десятилетия. Между прочим, в первый туристический полет на SpaceShipTwo собирается отправиться сам Ричард Брэнсон и его взрослые дети — дочь Холли и сын Сэм. Разумеется, все должны быть уверены, что риск сведен к минимуму.
Как же будут проходить испытательный и последующие полеты? Корабль SpaceShipTwo прикрепляется снизу к огромному двухфюзеляжному самолету. Он называется «Белый рыцарь» и представляет собой как бы два воздушных лайнера, соединенных друг с другом по линии крыльев. Общая длина их — 42 метра. Впечатляющая конструкция!
Этот самолет с космическим кораблем поднимается на 15-километровую высоту, и там SpaceShipTwo отделяется от самолета. Пилот корабля включает гибридный (наиболее простой и безопасный) ракетный двигатель. Он работает на двух экологически безвредных, стабильных компонентах: окислитель — нитрозная окись, топливо — резиновая смесь. В любой момент пилот в случае необходимости, в ситуации нештатной работы может выключить двигатель и спланировать обратно на взлетно-посадочную полосу.
Двигатель достаточно мощный. В течение нескольких секунд он разгоняет корабль до огромной скорости. Она в 3,3 раза выше скорости звука. Появятся ощутимые перегрузки — 4 g. То есть на тело весом 70 кг как бы навалится 280-килограммовый мешок. Корабль быстро поднимается (почти вертикально) до 50 км. А дальше полетит по инерции еще примерно столько же — до самого космоса. И на 110-километровой высоте несколько минут все обитатели корабля будут наслаждаться невесомостью. А затем SpaceShip-Two возьмет курс на Землю.
И не забудьте памперсы
При возвращении перегрузки будут еще больше — 6 g. Когда-то в молодости я побывал в госпитале, где отбирали космонавтов. В отсутствие врачей уговорил техника покрутить меня на центрифуге. И при перегрузках 5 g эксперимент пришлось прекратить. Техник подарил мне снимки, которые делал фотоавтомат: защитные очки сползли, рот открыт, язык вывалился: Дышать, помню, было очень трудно. Техник отдал на память и мою кардиограмму — ужасающий частокол ломаных линий. Позже лечащий врач сказал, что мне очень повезло, сей эксперимент мог закончиться не так весело. А тогда было мне всего 24 года.
Организаторы будущих туристических рейсов заверяют, что к полету допустят только тех, для кого такие перегрузки не будут опасными. «Наблюдения показали, — говорится на одном из сайтов, рассказывающих о полете, — что отказ по состоянию здоровья будет встречаться редко, 88,93% испытуемых прошли подготовку на центрифуге без проблем. Из 81 человека в возрасте от 22 до 88 лет только двое не были допущены. Одному из них было отказано из-за перенесенной месяц назад операции, однако он прошел подготовку через несколько месяцев». Откровенно говоря, этот оптимистичный рекламный текст меня сильно озадачил.
Впрочем, врачи говорят, что кратковременные шестикратные перегрузки в общем-то не опасны для большинства людей, не имеющих сердечно-сосудистых заболеваний. А не очень здоровые и сами-то не пойдут в космонавты.
Зато те, кто полетит, будут видеть и Землю, и космос через огромные иллюминаторы. Их будет два у каждого кресла — сбоку и сверху. В невесомости разрешат отстегнуть привязные ремни и поплавать по салону. Туалета в корабле нет, поэтому всем туристам и пилотам надо будет надевать памперсы. Весь полет от начала и до посадки продлится около двух часов. На космический суборбитальный рейс записалось пока что около 500 человек. Билет стоит 200 тысяч долларов, первоначальный взнос — 20 тысяч. Многие вносят сразу полную стоимость. Сообщалось, что компания получила за турпутевки 60 млн долларов. Например, один из космических туристов — украинский адвокат из Днепропет-ровска — сразу перечислил все 200 тысяч. Номер его билета — 145.
Космическому туризму предрекают бум На сайте компании сообщается, что самолет «Белый рыцарь» совершил уже 77 полетов, а космический корабль — 16 спусков в атмосфере. Тестовые проверки продолжаются. Ракетный двигатель прошел их полностью.
До первого туристического рейса с пассажирами, как считают специалисты, остается полтора— два с половиной года. Подготовка идет полным ходом. Космопорт для туристов был торжественно открыт в американском штате Нью-Мексико в октябре прошлого года. Строится второй космический корабль компании «Вирджин галактик». Всего же их должно быть пять.
Еще несколько компаний работают над реализацией своих проектов. Если не случится неприятных неожиданностей, космический туризм, возможно, ожидает вскоре бурное развитие.
Цена вопроса
Если стоимость турпутевки на корабле SS2 компании сегодня составляет «всего лишь» 200 тысяч долларов, то полноценное путешествие вокруг Земли в «Союзе» намного дороже. Первые туристы за тур на МКС платили 20–25 млн долларов. Затем цена поднялась до 30–40 млн Сейчас мест на «Союзах» нет. Но компания, занимающаяся организацией космических туров, собирается профинансировать строительство корабля специально для туристов. В этом случае билет потянет на 50–60 млн Американская намерена организовать тур вокруг Луны в 2017 году. Один билет за 150 млн долларов уже продан. Для этого необыкновенного рейса должен быть изготовлен модернизированный корабль «Союз». Если дело затянется, то к 2018–2019 году, как ожидается, будет готов для такого полета наш новый корабль.
А пока туристы готовятся к суборбитальным полетам на корабле SS2 компании Virgin Galactic. В очереди из 500 записавшихся больше всего американцев. Несколько лет назад заявил о желании полететь тогдашний совладелец .
Самый короткий в мире перелет занимает 57 секунд
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео