Матрешка шагает по миру: Живо ли ремесло по изготовлению этого символа России?
Матрешка много лет гордо шествует по всей России, выходя за пределы своей родины. Но когда и где родилась легендарная игрушка? Как создают один из главных символов России и живо ли ремесло по ее изготовлению сегодня?
Свое триумфальное шествие по континентам матрешка начала с Сергиева Посада. Первый образец куклы был представлен в мастерской "Детское воспитание", принадлежавшей известным купцам - семье Мамонтовых. Считается, что сама идея создать матрешку появилась у одного из Мамонтовых после поездки в Японию, откуда он привез с собой традиционную фигурку японского святого Фукурума, которая так же раскладывалась на несколько частей. Токарь Василий Петрович Звездочкин стал автором специальной разъемной формы, а художник Сергей Малютин создал эскиз. В 1890 году на свет появилась Матрешка, которая получила свое имя благодаря тому, что жену одного из мастеров звали Матрена. Так обычный токарь и художник создали то, что даже спустя более 130 лет считается символом России.
Самый первый экземпляр куклы сохранился - это была восьмиместная игрушка в образе крестьянской девочки, которая держала в руках черного петуха. Кукле позволили остаться на родине, отдав ее музею игрушки имени Н.Д. Бартрама в Сергиевом Посаде, где посетители могут посмотреть на нее и по сей день.
Какое будущее у матрешки?
Живо ли сегодня ремесло по созданию самой популярной куклы на ее родине? Об этом рассказала мастерица Ольга из Сергиева Посада, которая уже около 30 лет поддерживает популярность игрушки.
Ольга попала в эту профессию в девяностые годы после института. Будучи библиотекарем по профессии, она вспомнила, что обучалась в художественной школе, а страна как раз переживала тяжелые годы. Одна из родственниц была из династии изготовителей матрешек, благодаря чему Ольга смогла учиться у семьи настоящего профессионала - Дмитрия Ивановича Новизинцева, который славился на весь город своими виртуозными работами. Мастер изготавливал огромные матрешки, которые могли достигать метра в высоту и вмещать в себя 50 мест. И самое главное - он смог передать свои умения, свой талант последующим поколениям, и кусочек от этого сокровища достался и Ольге.

По ее словам, самое сложное в создании игрушки - из куска дерева сделать маленького человечка с объемом и формами. Первым делом у матрешки с помощью циркуля рисуют круг - будущее лицо. Потом уже мастера опускают линию вниз до центра, намечают ручки, после чего идет остальная часть росписи. Создание одной куклы занимает около недели.
Для росписи матрешки Ольга использует акварельные краски с помощью смешанной техники - добавляет в них еще белую гуашь или темперу, а потом все покрывает лаком. Но такой метод не позволяет сделать яркие цвета, поэтому некоторые художники предпочитают акрил. Его традиционно используют для создания национальных матрешек.
Основа для матрешки делается из липы. Изготавливают ее специальные токари, которых раньше было очень много в Сергиевом Посаде. Чтобы липа подходила для изготовления новой куклы, ее надо выдержать 5 лет, а это долго и затратно. Поэтому часто мастера сокращают срок до трех лет. В этом случае игрушка становится очень чувствительной к перепаду температур. Например, может не открыться из-за сырости.
Со временем в искусстве матрешки выделились отдельные жанры. Например, существует так называемая майдановская матрешка, которая появилась под Нижним Новгородом. Второе название этой куклы - "Аленушка", ее легко можно узнать по желтому платку и красному цветку на нем. У этой игрушки есть своя история - считается, что она была сделана в честь девушки Аленушки, которая убегала от монголо-татар во время нашествия. Девушка не смогла спастись, а на месте ее гибели выросла красная роза. И в память об убитой девушке мастера создают особую матрешку с желтым платком и красным цветком.
Существует еще множество поджанров матрешек по всей России - чувашская, архангельская, семеновская, вятковская, и у каждой из них есть свои яркие отличительные черты.
В России остались мастера, которые передают свое ремесло последующим поколениям, обучая новых творцов матрешек. Мастерица Ольга говорит: "Резкий рост количества мастеров произошел в девяностых годах, когда многие люди потеряли работу. Но в 2000-х произошел резкий спад. Сейчас я опять вижу возрождение своего дела. Доказательство - множество мероприятий и конкурсов, которые сегодня устраиваются для ремесленников. Например, совсем недавно в интернете был объявлен конкурс "Самая красивая матрешка". Нужно было представить изделие, которое отражало бы семейные традиции, так как конкурс проводили в Год семьи. В соревновании приняли участие 696 мастеров".
К тому же, сегодня работают мастерские по изготовлению матрешек, которые создают свои изделия на высочайшем уровне. Такой пример - студия Людмилы Романовой в Москве. Работники этой мастерской вдохновляются преимущественно открытками с дореволюционными образами, перенося их на деревянные фигурки. На сайте студии представлены авторские работы, где проработана каждая мелочь, благодаря чему иногда кажется, что в нарисованных акварелью глазах проскальзывает взгляд реальной, живой девочки.
Иностранцы не остаются равнодушными к нашей национальной игрушке. Как рассказала Ольга, до 2001 года основными покупателями матрешки были американцы - они очень интересовались русской культурой. В 2003-2005 годах был бум итальянцев и испанцев: они предпочитали кукол в природной тематике. Сейчас основные покупатели - китайцы. Они очень любят кошек, обожают матрешек с кошачьими мордочками.
Современные тенденции в создании куклы
Сейчас многие мастера снова начали работать в традиционном русском стиле. Правда, тут играет роль и коммерческая составляющая - делаются такие экземпляры очень быстро и всегда пользуются большой популярностью, особенно у иностранцев.
При этом есть и ремесленники, которые выбрали полностью противоположное направление - они не просто отказались от старого образца, но и начали создавать новую, современную матрешку. Так и появилась авторская версия игрушки, которая подразумевает отказ от ограничений и канонов. В рамках этой тенденции обрел особую популярность эффект, при котором кукла зрительно выходит за свои пределы. При таком эффекте может казаться, будто игрушка преклонила колени или же протянула руку.
Также начали создавать матрешки вообще без лица. Например, сейчас многие изображают на них иллюстрации Ивана Билибина. Или пейзажи вместо привычных нам узоров и платков. Мастерица Ольга рассказывает, что некоторые клиенты умудряются заказать свои портреты на популярных игрушках. "У меня был один покупатель - испанец, который приехал с представительством испанской полиции в 2020 году. Он заказал свой портрет на матрешке, рядом должен был быть русский и испанский флаги, а сзади герб испанской полиции. Некоторые испанцы просили всю свою семью на матрешке нарисовать - и жену, и ребенка, и даже собаку".
Ремесло по созданию не просто живет, а дышит полной грудью, переживает перемены со всем миром, при этом сохраняя уважение к традициям.