Самый культурный город: известны 8 финалистов, лидируют Новосибирск, Вологда и Челябинск

В России продолжается конкурс на звание культурной столицы года. В лидеры вырвался Новосибирск, что отметил в своём телеграм-канале мэр города Максим Кудрявцев.

Самый культурный город: известны 8 финалистов, лидируют Новосибирск, Вологда и Челябинск
© Свободная пресса

Новосибирск, кстати, уже носит неофициальное звание научной столицы страны. А в тройку лидеров, оспаривающих титул культурной, сейчас входят Вологда и Челябинск.

В конкурсе участвуют инициативные команды, представляющие административные центры субъектов РФ с населением не менее 200 тыс. человек. Он проводится при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив, Минкульта, Минцифры и правительства Москвы.

По итогам первого этапа в финал вышли восемь городов. Помимо трех названных это: Ульяновск, Сочи, Ставрополь, Рязань и Калуга.

Победителя объявят 14 декабря. Можно ли будет и в самом деле считать его культурной столицей страны?

Что вообще значит быть «культурным городом»? В культурном городе, например, может процветать воровство или мошенничество?

В Новосибирске вынесли приговор банде автоподставщиков (14 человек). Их признали виновными в мошенничестве в сфере страхования.

В Вологде задержали местную жительницу, обокравшую несколько детских магазинов Курска (скрывала игрушки, детские смеси и другие вещи под верхней одеждой, чтобы пронести их мимо кассы).

В Челябинске сотрудники ФСБ только что пресекли хищение бюджетных денег в особо крупном размере. Были украдены средства, выделяемые в рамках федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Речь идет о многомиллионных суммах.

Может, скажите, подобное происходить в культурной столице страны?

Совсем уж бросающаяся в глаза проблема – свалки. В компании раздельного сбора мусора «Арктика Сити» признают: пригороды Новосибирска и пустыри внутри города «начинают зарастать отходами, в частности, строительными».

В Вологде завершилась рекультивация свалки с 65-летней историей. Можно себе представить, каким было состояние окружающей среды в окрестностях до этого.

В Челябинске такой объект создали несколько лет назад. Но теперь выявляются другие мусорные проблемы. Например, общественники из «Зеленого фронта» обнаружили, что некоторые подрядчики, получив госфинансирование, не вывозят отходы, а тупо закапывают их. Полигон ТБО в районе поселка Полетаево, который пришел на смену рекультивированной городской свалке, разрастается в размерах, создавая экологические проблемы для жителей пригородной зоны областного центра, которая еще недавно считалась престижной.

Владлен Феркель, уральский издатель, журналист, поэт и краевед, ответил на вопросы «Свободной Прессы» по поводу конкурса на звание культурной столицы.

«СП»: Что такое «культурный город» в вашем понимании?

– Мне кажется, это как средняя температура по больнице. Ни о чем не говорит. Каждый населенный пункт имеет право считать себя культурным, потому как люди в нем живут, здороваются друг с другом, ходят в гости, смотрят телевизор или заглядывают в Интернет (если есть). Собственно, это и есть культура: взаимодействие людей с соблюдением определенных несложных правил общежития.

«СП»: А если поднять планку и говорить именно о культурной столице?

– В общественном сознании культурная столица это набор архитектурных объектов (желательно старинных), театров, выставочных залов, музеев, массовых мероприятий (фестивали, концерты). Хорошо бы еще иметь в городе несколько вузов и НИИ. Положительно влияет транспортная доступность и развитость туристической инфраструктуры.

«СП»: И тогда получится культурный город и претендент на звание культурной столицы?

– Добавляет ли все перечисленное культуры городу в целом? Сильно сомневаюсь. Взять, к примеру, Челябинск. Мы же прекрасно понимаем, что в разных районах города количество указанных объектов весьма отличается. Аналогично в Москве и Петербурге (как бы мы их ни ценили).

«СП»: Дело же не только в объектах, но и в людях…

– Поскольку границ внутри города нет, каждый подвыпивший гражданин может приехать в центр, встать около самого важного объекта культуры и проделать там нечто не очень культурное.

«СП»: Какой можно сделать вывод?

– Мораль такая: культура живет внутри каждого. Что для одного культурно, для другого просто неприемлемо. Вот и приходится нам уживаться, притормаживая свои личные привычки и предпочтения. Если мы научимся быть вежливыми, приветливыми со всеми встречными и поперечными, то можем стать культурной столицей. Но это недостижимая мечта, как и коммунизм. Вообще вся эта суета вызвана в первую очередь обещанием финансирования, то есть бьются на самом деле не за культуру, а за деньги.

Руководитель Уральского экономического союза Олег Витковский попытался взглянуть на вопрос шире:

– Культурный город это же не тот, где больше всего чтят русскую классическую литературу, например. В прошлом году Омск признали культурной столицей страны. Теперь будет другой город. Думаю, победить в конкурсе поможет масштаб и объем проведенных мероприятий. В Челябинске, например, в разы увеличилось число событий в сфере культуры, моды, спорта. Когда-то, кстати, Пермь считалась культурной столицей. Сейчас так уже не говорят.

«СП»: Научная столица – Новосибирск?

– Про Академгородок в Новосибирске все знают. Но есть же еще и Томск. Претендовать на звание научной столицы могут несколько городов. Сейчас многие едут учиться в Казань. В Москву и Питер – само собой.

«СП»: У каждого крупного города в России есть свой потенциал?

– Каждый город может быть в чем-то столицей. Но это вообще больше местечковое понятие. Столицы Урала официально же нет. Но есть столица федерального округа. На Урале это Екатеринбург.

Могу сказать о личном восприятии. Столицей Поволжья для меня всегда выглядела Самара: большой значимый город. Но пришло время – Казань вырвалась в региональные лидеры по всем показателям.

«СП»: А как в народном сознании закрепляются определенные представления о наших городах? Насколько они соответствуют действительности?

– Челябинск называют Танкоградом, он был центром по производству бронетехники в Великую Отечественную войну. Но здесь уже давно не делают танки. Вологду в народном сознании связывают с производством масла…

Много старых представлений переплетается с новыми понятиями. Про Челябинск опять же много лет говорили, что это экологически грязный город, один из самых запущенных. То же самое про Красноярск говорят, к слову. Появился даже термин «черное небо». Однако сейчас Челябинск намного экологически чище, чем был когда-то. Хотя плохая экологическая репутация все еще сохраняется. И в Красноярске кругом красивейшая природа. Курорт, а не город. Ну какое «черное небо»? Или вот еще – раньше говорили: пермяк – солёны уши. Но поставили однажды в Перми табличку «Счастье не за горами». И теперь совсем по-иному воспринимается Пермь. Иногда мелочь может многое изменить.