Персонализация становится важным трендом в индустрии гостеприимства в Москве
Какой стандартный набор достопримечательностей в Москве? Какие ожидания от столичных отелей? Сколько готовы тратить в городе российские и иностранные гости? На эти вопросы "РГ" ответили эксперты столичной индустрии гостеприимства. Они рассказали, что создает минимальный и максимальный комфорт в путешествии.
По данным Мостуризма, за рекордный прошлый год средний чек туриста из стран дальнего зарубежья в 4,5 раза больше российского - 206,1 тысячи против 45,8 тысячи рублей соответственно. И если иностранцы больше всего тратятся на билет в Москву и поездку внутри города (23%), то соотечественники - на питание (28%).
В честь Всемирного Дня туризма обсудили с экспертами индустрии гостеприимства, что сегодня входит в очевидный туристический пакет и за что готовы доплачивать гости Москвы.
Культпрограмма
"Для меня "базовый минимум" и "роскошный максимум" достопримечательностей Москвы - это история не про деньги, а распределение времени и сил для туристов", - говорит гид Полина Гурьянова.
По мнению экскурсовода, в общий "базовый минимум" входят Красная площадь, ВДНХ, Третьяковская галерея, улица Арбат, обзорная автобусная экскурсия, а из развлечений - колесо обозрения "Солнце Москвы" и парк аттракционов "Остров мечты".
Для российского туриста гид включила бы в стандартный список еще и Музей космонавтики, парк "Зарядье", Новодевичий монастырь, Останкинскую башню, а для иностранных - Музеи Московского Кремля, Парк Победы, метро, храм Христа Спасителя.
"Роскошный максимум" - это обобщенно Москва-Сити и посещение Большого театра, а также "Москвариум", Коломенское, "ГЭС-2", Московский зоопарк для россиян и Музей космонавтики, Музей Востока, Собор Василия Блаженного, Парящий мост для иностранцев.
Размещение
Третье место (17%) в среднем чеке внутреннего туриста и четвертое (14%) в зарубежном - за размещением. Москва предлагает гостям более двух тысяч как доступных по цене, так и премиальных гостиниц.
"Наши отели подходят под определение "базового минимума" туриста в Москве. Двухзвездочный "Ибис Бюджет Панфиловская" я бы назвала "комфортным бюджетом", а трехзвездочный "Ибис Октябрьское Поле" - "экономным качеством". И они устраивают наших гостей - индивидуальных туристов и бизнес-путешественников", - замечает генеральный менеджер Наталья Петрова.
Ее коллега, генеральный директор отеля "Дэтоль" Вагидэ Копыцкая, рассказывает, что даже в трех звездах есть возможность удивлять гостей и завоевывать их лояльность. Помимо таких базовых вещей, как Wi-Fi, современная система кондиционирования, комнаты хранения багажа, их гостям по запросу доступны комплиментарно: меню подушек, напольные обогреватели, ручные отпариватели для одежды, средства для укладки волос, вазы для цветов и не только.
Иногородним туристам в "Дэтоль" при заезде дарят брендированные монпансье с изображением достопримечательностей со словами "Добро пожаловать в столицу нашей Родины, город-герой Москва", уютные пледы, варенья с локальными ягодами, медовые десерты, травяные сборы и чаи.
"Роскошный максимум" сегодня формируется вокруг персонализации и уникального опыта. Клиенты готовы платить за возможность проживать "как дома, но лучше". Это может быть личный консьерж, приватная спа-зона, эксклюзивные гастровпечатления или адаптация номера под индивидуальные привычки", - рассуждает Наталья Вильчинская, директор отдела продаж "Арарат Парк Хаятт Москва".
Конкуренция между отелями очень высокая, и в люкс-сегменте ценность смещается в сторону эмоций. Например, для семьи с ребенком, увлекающимся астрономией, в отеле "Арарат Парк Хаятт Москва" над детской кроваткой обустроили звездное небо с мини-телескопом. Родители писали, что малыш постоянно вспоминает о той чудесной поездке и хочет вернуться.
В отеле Four Seasons утверждают, что пытаться определить минимум и максимум в люксе - это как измерять элегантность в каратах. Роскошь сегодня определяет не объем, а точность и нюанс. Для кого-то из туристов она кроется в идеальной тишине, для другого - в нужном человеке на приемлемом расстоянии.
"Сегодня границы между "минимумом" и "максимумом" все больше размываются, поскольку базовые вещи стали цифровыми, а премиальный сервис гости могут воспринять как должное", - говорит Дарья Вишнякова, победительница конкурса "Московские мастера" в номинации "Администратор гостиницы", сотрудница The Carlton, Moscow.
Роскошь в таком случае - это тихий, но безошибочный диалог с гостем, где каждая деталь говорит на языке его личных эмоций. Когда он не замечает, как вода в чайнике не остывает целую встречу, а после дождливого дня видит горячую ванную с маслами и травами. Когда у балерины в номере есть коврик для растяжки, а для большой семьи готовы смежные номера с отдельной детской. Это персональная история, которую гость захочет увезти с собой.
Гастрономия и шопинг
На гастровпечатления тратятся в первую очередь российские (28% в среднем чеке) и в третью (17%) иностранные путешественники. Москва дарит их в популярных гастрокварталах и фудмоллах на любой кошелек, на сезонных фестивалях "Московское чаепитие" и "Московский завтрак".
Гид-экскурсовод Мария Махерина субъективно включила бы в базовый гастроминимум те места, куда в первую очередь идут туристы. Например, столовая № 57 в ГУМе и сеть кафе "Вареничная № 1" по средним ценам, а в высоком ценовом сегменте - "Кафе Пушкинъ", ресторан "Восход" в парке "Зарядье", гранд-кафе "Dr. Живаго" в историческом отеле "Националь".
Роскошный гастромаксимум, по мнению гида, - это чуть менее очевидные места, хоть и встречающиеся в путеводителях: например, сеть "Лепим и варим" или русская чайная "Нитка". Тем же, кто серьезно интересуется гастрономией, стоит обратить внимание на рестораны "Белуга", White Rabbit, Artest, Wine&Crab, Twins Garden и другие.
"Моя личная рекомендация для максимума впечатлений - кофейни при храмах. Например, "Перезвон" на Пятницкой улице, "Остров Пасхи" при храме Воскресения Словущего в Барашах, "София" на острове Балчуг с видом на Кремль, "Антипа" в Колымажном переулке - очень нравится этот тренд последних лет", - добавляет Мария Махерина.
Шопинг и сувениры - четвертые (14%) по важности в отечественных тратах и пятые (11%) - в зарубежных. По мнению Марии Махериной, "базовый минимум" магазинов сувениров для туристов - в ГУМе, на Арбате, Никольской и в Измайловском Кремле. А "роскошный максимум" - в галерее русского стиля "Сиринъ", магазине подарков "Ель", сувенирном Третьяковской галереи.
Комитет по туризму города Москвы формирует актуальное информационное поле о динамике развития туризма в городе. Турпоток в столицу в 2024 году составил 26 миллионов туристов и обогнал допандемийные показатели. Поступления в бюджет города оцениваются в 235 млрд рублей. С подробной аналитической информацией, посвященной туристической отрасли Москвы, также можно ознакомиться на портале RUSSPASS.Бизнес.