Как в СКФО решают проблему с дефицитом работников в туристической отрасли

На Северном Кавказе создана Региональная ассоциация развития кадрового потенциала в туристической отрасли, в которую вошли учебные заведения и работодатели, заинтересованные в подготовке и найме квалифицированных специалистов.

Как в СКФО решают проблему с дефицитом работников в туристической отрасли
© Российская Газета

В частности, ассоциация займется подбором и обучением сотрудников для нового отеля на 173 номера, который откроется в этом году на курорте "Ведучи" в Чечне. Планируется, что отель ежегодно будет принимать до 80 тысяч гостей.

- Сегодня на рынке труда в СКФО мы видим парадоксальную ситуацию: предприятия испытывают острую нехватку квалифицированных кадров, при этом трудоизбыточность в округе превышает один миллион человек. По экспертным оценкам, к 2030 году для туристической отрасли СКФО необходимо подготовить более 23 тысяч специалистов, - рассказал заместитель генерального директора "Кавказ.РФ" Тимур Кебеков.

Новая ассоциация займется внедрением единых стандартов подготовки квалифицированных кадров, созданием многоступенчатых "бесшовных" образовательных программ, формированием базы данных специалистов туристической отрасли в СКФО. Она также будет содействовать внедрению системы профориентации в образовательных учреждениях Северного Кавказа и поможет повысить качество учебно-производственной базы. В ближайших планах -подписание соглашения о сотрудничестве с резидентами "Кавказ.РФ" в особых экономических зонах регионов СКФО.

По оценкам экспертов, кадровый дефицит в округе в ближайшие пять лет будет составлять около 100 тысяч человек только в приоритетных отраслях, к которым относится и туризм, где одним из основных сдерживающих факторов притока инвестиций является нехватка квалифицированных сотрудников.

В республиках также подтверждают сильный кадровый голод в сфере гостеприимства. При этом заместитель министра курортов и туризма Кабардино-Балкарии Ислам Шаваев отмечает еще одну проблему - руководители туристических предприятий не хотят отправлять на обучение и повышение квалификации своих сотрудников из числа линейного персонала (администраторов, горничных и так далее), так как боятся, что те после этого уедут работать в другие регионы, например в Краснодарский край.

- Мы планируем ближе к межсезонью запустить в республике специальную программу, чтобы поменять мировоззрение и формат работы руководителей объектов размещения, чтобы все-таки у них появлялись системы лояльности для сотрудников или программы поддержки работников. Мы обратили внимание на то, сколько людей трудится в гостиницах и санаториях, и увидели, что там, где должно быть 100 человек, в штате - всего 30. Пока предприниматель экономит на зарплате и налоговых отчислениях, его сотрудник просто выгорает, работая за троих, - посетовал Шаваев в разговоре с корреспондентом "РГ". - При этом получает он те же деньги, которые мог бы получать в другом месте за меньший объем работы. Соответственно, люди ищут альтернативные места.

Такое положение дел сказывается и на качестве обслуживания гостей. В итоге владелец объекта теряет клиентов, которые могли бы стать постоянными при хорошем сервисе. Гоняясь за сиюминутной прибылью, бизнес лишается длинных денег.

- Хотим найти интересные и правильные кейсы работы с клиентами и персоналом и привлечь к нашей новой программе бизнес, у которого нет оттока кадров. Пул спикеров сформирован. Обучение планируем сделать трехдневным, оно пройдет в виде семинаров в Нальчике, - добавил Шаваев. - Еще хотим отснять с блогерами несколько роликов с участием работников из числа линейного персонала и сделать их своего рода героями, показать их важность. У нас есть населенные пункты, где достаточно большое количество объектов размещения и высокая потребность в кадрах. А туда не идут работать, потому что не хотят кому-то прислуживать. Такая психология. Люди готовы трудиться на менее престижной или более сложной физической работе, но только не официантами, например.

По мнению доцента кафедры корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при Правительстве РФ Ольги Борисовой, в отрасли есть проблема с конкурентными заработными платами и постоянной занятостью.

- Многие граждане опасаются трудиться в отраслях, характеризующихся высокой сезонностью, к которым относится туризм. Летом и зимой спрос на кадры большой и заработные платы становятся конкурентоспособными. В остальное время размер заработка резко падает. Таким образом, отрасль не выдерживала конкуренции за специалистов, например менеджеров или маркетологов. В других отраслях они получали жалованье выше, - пояснила эксперт.

По ее мнению, ликвидировать кадровый дефицит помогут долгосрочные курсы повышения квалификации, разработка соответствующих программ в университетах и колледжах регионов, активное привлечение квалифицированных кадров в сезон из других регионов, открытие новых круглогодичных туристических маршрутов, снижающих сезонность доходов в отрасли.