Эксперты рассказали, насколько может повыситься стоимость автоперевозок

Во втором квартале 2025 года рынок автомобильных грузоперевозок в России продемонстрировал оживление, причинами которого, по мнению специалистов, стало повышение спроса на автомобильные перевозки и сокращение автопарка. По данным экспертов, спрос на внутреннюю доставку вырос на 10%, что связано с сезонным фактором - рынок постепенно входит в период традиционно высокого спроса, который продлится до конца года. Однако, несмотря на рост объемов, стоимость перевозок растет. По оценкам участников рынка, перевозки могут подорожать на 10-15%. Соответственно, вырастет и стоимость товаров. И доставка грузов. Если сейчас доставить крупногабаритную мебель на расстояние до 10 км стоит порядка 2 тысяч рублей, то в следующем году будет стоить порядка 2,5 тысячи. И это плюс к цене мебели, ее монтажу и заносу в квартиру или дом.

Эксперты рассказали, насколько может повыситься стоимость автоперевозок
© Российская Газета

Прежде всего, по мнению президента Ассоциации "АвтоГрузЭкс" и председателя комитета по транспортной логистике "Деловой России" Вадима Филатова, на итоговую стоимость услуги может повлиять рост издержек компаний-перевозчиков. Себестоимость перевозок по итогам первого полугодия увеличилась на 12% год к году из-за повышения лизинговых платежей, утильсбора, а также уровня зарплат сотрудников и ремонтных затрат.

По оценке замдиректора мультисервисного оператора логистических услуг ПЭК Андрея Мякинина, основные риски связаны с двумя факторами. Во-первых, сохраняется давление со стороны высокой стоимости заемных средств - повышенные кредитные ставки ограничивают возможности перевозчиков по обновлению парка и развитию бизнеса. Во-вторых, слабый спрос со стороны производителей и ритейла может замедлить восстановление рынка.

В негативном сценарии это способно привести к новому витку ухода компаний с рынка, отмечает эксперт. Однако в текущих условиях реализация такого сценария выглядит маловероятной. Этому способствует постепенное оживление экономической активности, а также намерение Банка России смягчить денежно-кредитную политику и снизить ключевую ставку.

Кроме того, положительный эффект на стабилизацию отрасли может оказать умеренный рост тарифов. По оценке Андрея Мякинина, для потребителей повышение тарифов может быть менее заметно, так как проходит постепенно, в рамках сезонных колебаний. Тем не менее, есть риск, что дальнейшее сокращение автопарка и повышение спроса могут привести к более существенному росту тарифов в летний период, когда ставки традиционно повышаются на 10-15%. Это может повлиять на стоимость товаров, особенно в сегменте массовой доставки: продуктов, стройматериалов, непродовольственных товаров.

Рост тарифов, по мнению Вадима Филатова, не самая серьезная угроза рынку и потребителям. Специалисты обращают внимание на высокую долю "серых" перевозчиков.

По данным Ассоциации "АвтоГрузЭкс", более 60% рынка занято компаниями, не соблюдающими налоговое законодательство. Их демпинг - а разница в тарифах достигает 20% - подрывает конкуренцию и мешает выстраиванию цивилизованного рынка. Необходимо отметить, что это риск не только для рынка, но и для потребителя - в погоне за более "привлекательными" ценами можно потерять не только деньги, но и груз.

Для стабилизации ситуации эксперты предлагают внедрение цифровой платформы "Гослог" - единого реестра перевозчиков с информацией об автопарке и маршрутах. Законопроект "О порядке допуска к осуществлению перевозок грузов автотранспортом в РФ" уже прошел первое чтение в Госдуме. Важно дополнить систему налоговым мониторингом и инструментами саморегулирования, чтобы честным участникам рынка было выгодно оставаться "в белой зоне".

Также отмечается необходимость более ускоренной цифровизации документооборота: запланированный на 1 сентября 2026 года переход на электронные транспортные документы через систему ГИС ЭПД сделает невозможным сокрытие информации о перевозках и их участниках. Это особенно важно для борьбы с "серыми" схемами, когда формально перевозку выполняет одна компания, а фактически - другая.