Благовещенск превращают в витрину российско-китайского будущего: премьер Мишустин на Амуре

Благовещенск встречает премьера аккуратной плиткой, пустыми дорожками и видом на китайский Хэйхэ — как в витрину. Пока с той стороны — небоскребы и шум, с нашей — стройка, флагшток и амурский ветер. Михаил Мишустин прилетел, чтобы увидеть, как край превращают в хаб, точку пересечения и окно в соседнюю державу. Здесь все почти готово: аэропорт — почти сдан, дорога к нему — почти построена, пункт пропуска — почти работает. В этом «почти» уже живет регион. А жители — живут с оглядкой на тот берег, где туристы давно гуляют, а у нас их пока только ждут.

Благовещенск превращают в витрину российско-китайского будущего: премьер Мишустин на Амуре
© Московский Комсомолец

На берегу Амура тишина. Людей почти нет. Благовещенская набережная вычищена до блеска, плитка ровная, флагшток — с триколором, вытянувшимся над рекой. Через 700 метров — уже Китай. Там — стеклянный фасад Хэйхэ, шум дорог, туристы, инфраструктура и жизнь на скорости. Здесь — визит премьер-министра и попытка разбудить приграничную зону.

Михаил Мишустин приехал в Благовещенск ранним утром, когда после ночного авиационного коллапса по всей стране московский рейс лишь чудом пробился сквозь закрытое небо. «Благовещенск имеет очень важное значение. Это приграничный город, через который проходят крупнейшие международные маршруты. Здесь реализуются проекты, от которых зависит развитие всего региона», — заявил премьер, ступив на стройплощадку нового терминала аэропорта.

Аэропорт Игнатьево в тот момент был похож на ангар с каркасом будущего терминала. Металлические фермы, обнаженные коммуникации, на заборе — рендеры зоны вылета. «Пассажиропоток в прошлом году составил 377 тысяч человек. Прогноз на этот год — 400 тысяч», — бодро рапортовал губернатор амурской области Василий Орлов. Но Мишустин смотрел не на цифры. И уточнил: «Мы обсуждали с губернатором строительство подъездной дороги. Этот вопрос нужно решить, как и весь комплекс инфраструктурных объектов. Все работы должны быть завершены в срок».

Пока за забором продолжали заливать бетон, делегация выехала к «Золотой миле» — проекту, который должен превратить российскую сторону в зеркало китайского берега. Здесь обещают канатную дорогу через Амур — первую в мире трансграничную. По данным на июль 2025 года, ее техническая готовность составляет 80%. Запуск намечен на весну 2026-го. Пока же стройка продолжается: терминал еще не сдан, кабинки не подвешены, туристы — только в макетах.

«Этот проект — пример того, как можно развивать приграничные территории, создавая комфортную городскую среду», — говорил Михаил Мишустин, оглядывая пустую зону будущего экспоцентра. Из всей «Золотой мили» пока реально работают только фонтан и динопарк. Туристического потока здесь нет.

На другом берегу, в Хэйхэ, картина иная: там туристы уже гуляют, магазины работают, терминал канатной дороги — готов. Китайская часть опережает. У них — флагшток, у нас — тоже флагшток, но выше. Этот визуальный спор, кто кого перекроет по высоте, пока остается самым заметным символом симметрии. Все остальное — в перспективе.

На Кани-Кургане премьер осмотрел автомобильный пункт пропуска. Здесь уже действует временная схема, постоянный терминал обещают сдать к ноябрю. С российской стороны — 24 полосы движения, из которых пока готовы только 80%. Работает около 370 человек. Губернатор уточнил: «Проект крайне сложный. Мы столкнулись с проблемами при заключении госконтракта, он был расторгнут».

Мишустин поставил акцент: «С китайской стороны переход уже работает. А наша задача — синхронизировать работу терминалов. Это важнейший пункт международной логистики».

Рядом — уже действующий таможенно-логистический терминал, склад временного хранения, электронная очередь. Система отлажена. Но внешне — будто все на паузе: машин почти нет, гул пустой. Запас прочности построен, но живого трафика пока не видно.

В завершение поездки премьер вновь вернулся к «Золотой миле»: «Важно, чтобы подобные проекты становились якорями притяжения — не только для экономики, но и для жизни. Благовещенск — красивый город. И это лицо России, которое должны увидеть миллионы людей», — сказал он.

Город действительно смотрит на Китай. Но пока — в основном в ожидании. Здесь все почти построено, почти готово, почти заработало. Только людей в этих схемах пока не хватает. А по набережной тянет ветер с той стороны Амура — где уже туристы, свет, терминал, и где фразы про «якоря притяжения» давно перевели с будущего времени в настоящее.