В Подмосковье предлагают принять лесные ванны и пройти по специальной тропе
Что вы подумаете, если вам посоветуют: "Шли бы вы лесом"? Честно говоря, я бы тоже обиделась. Но после путешествия по художественно-терапевтической тропе в музее-заповеднике "Горки Ленинские" понимаю, что возможны варианты. Например, что вы встретились с лесотерапевтом, знатоком японской практики синрин-йоку, что в переводе на русский означает "лесные ванны". "Лесные ванны", на первый взгляд, очень похожи на наши обычные лесные прогулки по лесу. Но у нас в лес принято ходить, скажем, по ягоды или грибы… Или, допустим, на рыбалку и охоту. Иначе говоря, в лес идут за чем-то, а не просто так. Лесные ванны - это немного о другом. Они о погружении в пространство леса, об умении слушать и чувствовать незнакомое пространство, о медленном движении, если угодно - о диалоге с лесом.
Проект "Лес. Художественно-терапевтическая тропа" (куратор Нина Гомиашвили, архитектор Иван Щетинин) предлагает одновременно погружение в лесную ванну и в искусство. Идея в том, что они должны усиливать воздействие друг друга, а в итоге - улучшать здоровье зрителя. Выяснить, так ли это, призваны сотрудники Национального медицинского исследовательского центра терапии и профилактической медицины, которые будут измерять давление, пульс всем "прогульщикам" по тропе - до отправления и после. В общем, есть шанс поработать на благо науки, просто гуляя по лесу. Пройти надо два километра по подготовленной тропе, преодолевая небольшие подъемы и спуски, прислушиваясь к пению птиц, вглядываясь в чащу в поисках произведений искусства, вдыхая запах прелой листвы, наслаждаясь движением вниз и вверх (Горки называли Горками не зря) и по деревянному мостику, имитирующему изгибы волны…

Для любителей поэзии этот опыт может напомнить бодлеровскую прогулку фланера, но не по парижским бульварам, а в лесной чаще. Для театралов - спектакль-променад, где сценой оказываются живописные места, а действующими лицами - произведения искусства. Впрочем, скорее речь идет не столько о персонажах таинственной пьесы, сколько о следах персонажей, гулявших под сенью этого же леса, его обитателей или неведомых лесных человечках.

Эти следы иногда трудно различимы, как притворяющиеся льдинками, не растаявшими в 30-градусную жару, текучие стеклянные объекты группы Fresh Glass. Они мимикрируют под природные формы, в маленькой речке, в низине они похожи на поднявшуюся волну. У дерева - на замерзший ледяной доспех, стекающий по стволу. В этом подражании текучим природным формам есть что-то от мимикрии живого существа. Стекло тут выглядит естественным объектом, его трудная различимость обостряет зрение.
Стеклянные объекты группы Fresh Glass заставляют вспомнить нонспекуляторное искусство, но они акцентируют не социальную проблематику, а отношения зрителя с природными объектами. Это своего рода тренажеры созерцания.

Яркие красные "Грибы", связанные и вышитые Ольгой Божко, напротив, трудно не заметить. Они обнимают деревья на манер наростов грибов-трутовиков. Но паразитизм трутовиков тут поставлен на службу лесному сообществу. Лозунги "Вся власть совятам!", "Мур! Кряк! Лай!", "Слава пруду" обращены к водоплавающим, летающим и прочим обитателям леса. Призыв, конечно, выглядят сюрреалистическим напоминанием об исчезнувшей советской цивилизации, но, может статься, не только люди подражают природе. В конце концов обещали "сказку сделать былью", вот, пожалуйте, если не в сказку, то в сказочный лес.

В этом лесу камни вдруг протягивают руки, как на фото в работах Игоря Клепнева. Елочка висит макушкой вниз, будто вырастает из воздуха - в проекте Николая Онищенко "Смешанный лес". А фотографии выброшенных новогодних елок, которые снимал в московском Чертанове и Орехово-Борисове Леонид Тишков, являются посреди зеленеющего летнего леса как призраки отца Гамлета. Не то чтобы они взывают к отмщению, как убитый король, но вопрос, быть или не быть новогодней елке, снова встает перед нашей совестью в полный рост. Может, не нужно губить лесных красавиц прихоти ради?

Иногда речь идет даже не о следах, а об "Останках", как в одноименной инсталляции Саши Нестеркиной, названной французским словом "Baleine". Останки, похожие на скелет динозавра, созданы художницей из сухих сучьев и стволов деревьев. "Скелет" в овраге похож на скульптуру, но полуразрушенную и к тому же отделенную от зрителей провалом оврага. Эти рукотворные руины, в отличие от обычного бурелома, словно напоминают о неизвестных обитателях лесах, пробуждая отнюдь не меланхолию, а смутную тревогу. Будто один умерший дракон, спрятанный в овраге, может свидетельствовать, что лес обитаем, и другие драконы способны пробудиться от сна.
Лесной спектакль-бродилка словно возвращает нас в пространство перехода (кстати, именно так названы объекты Дани Пирогова) - то ли мифологическое, то ли экологическое. И пока мы смотрим на лес, он смотрит на нас. Пусть и притворяясь "рыбьим глазом" выгнутых металлических "пикселей", образующим "Экран" Бранимира Шоуца.
Кстати
Вход на тропу бесплатный.
Но чтобы прогуляться по маршруту с лесотерапевтом, то нужно зарегистрироваться на сайте.