Памятник любимой жене хана Кучума красавице-казашке задел Тюмень и Тобольск за живое

На территории историко-мемориального комплекса «Искер» в Тобольском районе (Тюменская область) планируется установить памятник жене хана Кучума Сузге Ханым.

Памятник любимой жене хана Кучума красавице-казашке задел Тюмень и Тобольск за живое
© Свободная пресса

Причем, как сообщают СМИ, без согласования с местными властями. Информация об установке памятника опубликована недавно в официальном сообществе «Искера» в соцсети «ВКонтакте».

«Великая Сибирская Царица — Ханбика Сузге на „Искере“! 25.06.25г», — говорится в публикации.

В комментариях некоторые местные жители поддерживают установку памятника. Однако есть и те, кто возражает. Сергей Астафьев высказался так: «Никакая она не царица. Тюменская область – русская земля». Александр Гулевский задал вопрос: «Это которая жена узурпатора?». Некоторые резонно спрашивают: «А что насчет Ермака?».

Как мы знаем из школьных учебников истории Ермак Тимофеевич со своим отрядом завоевывал Сибирь в 1581-85 годах. Отряд Ермака прибыл в Сибирь по приглашению купцов Строгановых, которым нужна была защита от набегов сибирских татар. С похода Ермака началось освоение Сибири и присоединение этого огромного края к России.

Раньше, с конца XV века, существовало Сибирское ханство, осколок распавшейся Золотой Орды. Хан Кучум пришел к власти в 1563 году. Поначалу он был лоялен Москве, платил дань. Но потом убил российского посла.

В отряде Ермака было 840 человек. Костяк составляли волжские казаки. Войско на 80 стругах отправилось по притокам Камы до Уральских гор.

Самым трудным в походе было волочить лодки по горной местности до следующей реки. Казаки прорубали дорогу через густые горные леса. Потом сплавились по реке Тагил и оказались в Западной Сибири, где впервые и столкнулись с сибирскими татарами.

1 августа 1581 года Ермак взял крупный татарский город Чинги-Тура (ныне – Тюмень). В мае 1582 года против казаков выступило крупное войско под командованием шести татарских князей. Отряд Ермака одержал победу и захватил много добычи, прежде всего драгоценные металлы и сибирские меха.

Столица хана Кучума была в городе Кашлык. Вблизи него и произошло главное сражение в октябре. Хан собрал крупное войско. Но Ермак опять победил. Кучуму пришлось уйти в степь.

В 1585 году атаман попал в татарскую засаду и погиб. Завоевание Сибири продолжили его последователи. Кучум пытался вернуть свои прежние владения, но безуспешно.

Любимой женой Кучума была казашка Сузге Ханым, дочь Шигай-хана. О ее красоте ходили легенды. У хана были и другие жены, жившие в отдельных укрепленных поселениях среди детей, слуг, охраны и приближённых. Сузге жила на берегу Иртыша, в деревянном остроге Сузге-Тура. Хан навещал молодую жену каждую пятницу после молитвы, привозил ей дорогие подарки. Что случилось с Сузге после падения Сибирского ханства, неизвестно. По преданию, когда казаки осадили Сузге-туру, Сузге Ханым, не желая сдаваться, лишила себя жизни.

Комплексом «Искер» в Тобольском районе руководит Луиза Шамсутдинова. Она-то и является инициатором установки памятника Сузге.

Интересно, что в 2020 году Шамсутдинова выступала против установки памятного креста дружине Ермака. По сообщениям прессы, в отношении главы РТОО «Наследие» Луизы Шамсутдиновой и председателя национально-культурной автономии сибирских татар Файзии Маргановой» ФСБ даже проводила проверку.

Две общественницы обратились к губернатору Тюменской области и местным властям с просьбой вмешаться в ситуацию с установкой памятного креста дружине Ермака в Тобольске. Шамсутдинова и Марганова обвинили инициатора установки памятного креста — историка Аркадия Елфимова — в унижении достоинства сибирских татар.

Проверку Шамсутдиновой и Маргановой проводили в связи с подозрением в разжигании межнациональной розни.

Сейчас упомянутый Аркадий Елфимов, кстати, бывший глава Тобольска (в 1986-1992 годах) не против установки памятника жене хана Кучума: «Пусть будет. Вот если бы хану Кучуму какой-то памятник был, я бы сказал, что это не дело. В нашей современной жизни славить хана Кучума — это как ставить памятники Бандере и Шухевичу. Это мое мнение. У каждого свои взгляды на нашу великую многонациональную историю России. Поэтому против Сузге я ничего не имею»

Елфимов руководит благотворительным фондом «Возрождение Тобольска» и ООО «Начало истории», а также является учредителем ряда местных компаний.

Памятный крест дружине Ермака установили в Тобольске в парке «Ермаково поле». Это резной каменный крест в древнерусской стилистике. В центре креста — Спас Нерукотворный, слева — Богородица, справа — Иоанн Креститель, сверху — Святая Троица. На «ноге» креста — Ангел, ведущий Ермака в Сибирь.

На оборотной стороне памятника - символы четырёх евангелистов и цитата из русской летописи, которая говорит об исторической роли Ермака: «Ермак — великий князь Сибирский от Бога пришёл, Богом был ведом и Бога после себя оставил в сердце русского народа, открыв нам силу веры и силу духа».

Наверное, нет ничего плохого, если в Сибири будут стоять памятники людям, жившим во времена Сибирского ханства, наряду с памятником Ермаку. Тем более что татары – вторая по численности национальность в Тюменской области после русских.

Ранее в этом регионе разгорелся скандал, когда имя Ермака выбыло из списка голосования при выборе названия аэропорта Тобольска. Губернатор Тюменской области Александр Моор объяснил: «Наша земля богата яркими историческими личностями, оставившими свой след не только в истории края, но и в истории страны и мира. Благодаря своему вкладу в развитие Российского государства атаман Ермак занимает достойное место в этом ряду».

В том конкурсе на выбор названия аэропорта победил Семен Ремезов – картограф, писатель, архитектор.

Писатель и общественный деятель Захар Прилепин возмутился по поводу отсутствия Ермака в списке вариантов названия, о чем и сообщил в своем телеграмм-блоге: «Ответ губернатора является классическим образцом бюрократической речи: как сказать много слов, не сказав по сути вообще ничего». И добавил, что не понял, почему «некая незримая татарская общественность не позволяет в Тобольске установить Поклонный крест Ермаку».

Ситуацией были возмущены также писатель Александр Проханов, общественный деятель Анатолий Вассерман, историк Андрей Фурсов, другие известные лица. Причем, Фурсов выразил опасения: если русских считать оккупантами Сибири, это может запустить процессы распада России: «Наезд на Ермака – идеологический ход в этом направлении».

Собеседник «Свободной Прессы в Тюменской области рассказал: «Ранее хотели поставить памятник Ермаку в Тобольске. Татарские организации, в том числе Шамсутдинова были против и подняли большое возмущение. Тогда Елфимов установил памятник Ермаку у себя в «Ермаково поле», которое у него в частной собственности. Возможно, теперь решили установить памятник Сузге в отместку. Не знаю про собственность на землю комплекса «Искера».

Ранее уже возникали скандалы в других регионах России, связанные с историей присоединения территорий. В 2016 году большие споры разгорелись вокруг мемориала «Ахульго», памятника в Дагестане в память о Кавказской войне. Пришлось даже выступить с подробным разъяснением главе республики Абдулатипову.

В 2019 году возник скандал уже вокруг памятника Ивану Грозному в Астрахани. Против выступила мусульманская общественность.

В 2020 году в Адлере снесли простоявший всего месяц монумент героям Кавказской войны - против высказались черкесские общественники.

Россия – многонациональная страна со сложной историей, в которой специалисты насчитывают 31 спорный момент. Те или иные новые памятники вполне могут спровоцировать в разных регионах страны новые брожения на национальной почве.

Другие материалы Уральского Федерального округа читайте в разделе СП-Урал