Экономика впечатлений: как меняются предпочтения туристов

Портрет российского туриста меняется, рассказывают эксперты. Всё чаще путешественники хотят не просто увидеть что-то, а стать непосредственным участником событий: подоить козу или сесть за руль внедорожника. Уже несколько лет активно набирают популярность оздоровительные и спортивные программы. Путешественники отправляются в поездку, чтобы принять участие, например, в марафонах. Но в трендах и «сонный туризм» – отели даже специальные номера оборудуют. Побежали поспим – В силу того, что мы сильно перегружены и не всегда умеем нормально отдыхать, появляется запрос на релакс, расслабление, сонный туризм, – рассказала «Известиям» генеральный директор АНО «Центр развития креативного туризма» Юлия Рыбакова. При этом Юлия Рыбакова отметила и тренд на умеренную физическую активность. – Очень популярны спортивные соревнования, но непрофессиональные. Например, забеги и заплывы. А также, йога-ретриты, – добавила она. – Сегодня ведущие оздоровительные курорты предлагают индивидуальные и групповые форматы программ. Это экспедиции в природные заповедники, пешие походы, ретриты в живописных уголках мира, интенсивные оздоровительные марафоны. Управляющий партнёр и основатель туристической компании Камила Велибекова отмечает рост популярности туров, включающих сочетание детокс-программ, медитаций, дыхательных практик и функциональных тренировок. – Есть и VIP-активности: индивидуальные занятия с мировыми экспертами – от мастеров йоги и цигун до профессиональных теннисистов и инструкторов по гольфу, – указала собеседница. Демократизация экстрима Набирают популярность и другие активные туры – «с погружением». Путешественники больше не хотят быть просто зрителями – они стремятся стать исследователями и первооткрывателями, – подчёркивает бренд-директор КАЗ «Север» Наталья Анохина. – На первый план выходят тренды, которые ещё несколько лет назад казались нишевыми, а сегодня формируют запросы миллионов. Например, экспедиционный туризм – уже не отдых, а приключение с элементами профессионального испытания. Люди больше не готовы довольствоваться ролью пассажиров. Они хотят сами вести вездеходы, прокладывать маршруты через тундру или ледовые поля, – рассказала эксперт. Она привела в пример тест-драйв снегоболотоходов «Север» в условиях ледовых полей и «хождений песков» Ольхона. – Наш опыт на Байкале доказал: даже в экстремальных условиях неподготовленные участники (под контролем инструкторов) успешно справляются с управлением. Это рождает новый тренд – «демократизацию экстрима», где технологии делают сложное простым», – пояснила Наталья Анохина. По её словам, экстрим на наших глазах переходит из разряда «не для всех» в область просто ещё одного вида активного отдыха. Денис Чепрасов, президент Клуба полярных путешествий подтверждает: многим уже недостаточно поехать на пляж или в отель «всё включено». – Это приводит всё больше туристов к нашим продуктам – например, уникальному круизу на Северный полюс на атомном ледоколе, когда мы не просто достигаем вершины мира, но и посещаем самые северные территории страны – архипелаг Земля Франца-Иосифа, – рассказывает он. Цифровой детокс Впрочем, Денис Чепрасов отметил и другие тренды: спрос на экологический туризм и исследование дикой природы, а также на цифровой детокс. – Тишина, отсутствие мобильной связи и постоянного потока волнующих впечатлений – это уже тренд на цифровой детокс, время без гаджетов. Он привлекает всё больше желающих не развлекаться и щекотать себе нервы, а исследовать этот мир в более спокойном ритме, – пояснил эксперт. Увеличивается интерес к размещению на природе. Причин несколько: с одной стороны, развивается сам сервис, а с другой – меняются привычки путешественников. При этом кемпинги становятся удобнее: благодаря развитой инфраструктуре теперь можно и отдохнуть на природе с комфортом, и сэкономить, и устроить себе цифровой детокс. Екатерина Мовсесян, генеральный директор КРОС, также отметила, что набирают популярность нестандартные форматы путешествий, выходящие за рамки классического отдыха, тоже выделив тренд на туризм с цифровым детоксом, предполагающий отдых без интернета в экоотелях. Кроме того, по её словам, в мире растёт спрос на путешествия в сочетании с волонтёрством – например, помощь в восстановлении лесов или поддержке локальных фермеров. В России в прошлом году таким примером стало спасение птиц, пострадавших от мазута на Чёрном море. Ужин как спектакль Интерес к городскому гастротуризму тоже растёт. Например, в Калининграде активно продвигается уличная еда. Как отметила Юлия Рыбакова, в последние годы наблюдается активное увеличение гастропутешествий: например, в Санкт-Петербурге улица Рубинштейна на этом выросла. Есть места, куда туристы приезжают погулять по ночным клубам. Плюс, по её словам, появляются новые локации: фудкорты, рынки, общественные и творческие пространства, такие как «Новая Голландия» или «Севкабель Порт», где можно поесть, погулять, что-то посмотреть, послушать музыку. В Татарстане есть гастротуры «с погружением»: можно пойти на рынок, приготовить чак-чак с местными, а потом присоединиться к семейному ужину. По словам Екатерины Мовсесян, интересное направление – историческая кухня, когда рестораны и гастротуры предлагают реконструкцию блюд прошлого, например, дворянской кухни XIX века – и не только. Например, в «Доме Сурановых» в Коломне можно погрузиться в быт купеческой семьи и, соответственно, попробовать блюда, приготовленные в печи по рецептам из семейной поваренной книги. Камила Велибекова отметила ещё один тренд в гастротуризме: иммерсивные ужины – трапеза проходит в необычных локациях в сопровождении театрализованных шоу, живой музыки и интерактивных представлений. Туры к предкам и за трансформацией Растёт популярность и иммерсивных экскурсий. По словам руководителя сервиса бронирования путешествий Ксении Андрианковой, за этим форматом – будущее, так как это – возможность не просто послушать увлекательный рассказ гида, а в буквальном смысле слова прожить его, прочувствовать через прикосновения, образы и звуки. Рассказывают эксперты и о других необычных трендах. Например, один из трендов – генеалогический туризм – поездки на родину предков, в том числе вместе с детьми. Такие путешествия превращаются в семейные приключения и объединяют отдых и исследование личной истории. Юлия Рыбакова рассказала о трансформационном туризме: люди отправляются в путешествие, чтобы перезагрузиться и осознать изменения. – Он является частью креативного туризма и экономики впечатлений. Мы все живём в трансформациях, чтобы они проходили легче, есть запрос «хочу измениться быстро и волшебным образом». Путешествие – такая эффективная практика для проживания трансформационных процессов, – пояснила эксперт. Она отметила, что пока трансформационный туризм не вырос в отдельное направление, но это другой тип продукта. Люди едут, чтобы научиться чему-нибудь необычному. Как изменится туризм Смена поколений влияет на концепции отдыха, так как у разных возрастных групп отличаются предпочтения, поведение и требования к путешествиям, признаёт доцент кафедры управления в международном бизнесе и индустрии туризма ГУУ Вадим Жуков. – Это влияет на формирование туристических предложений, выбор форматов отдыха и тенденции в индустрии. Переход от классического туризма в формате осмотра достопримечательностей к сервисному продукту, предлагающему эмоции и впечатления, – современный тренд, под влиянием которого будет происходить трансформация туристической отрасли, – прогнозирует эксперт. По его словам, внутренний туризм будет развиваться, используя интерактивные формы взаимодействия с принимающей стороной, позволяющие раскрыть творческий потенциал самих путешественников, сделать их соавторами своего отдыха. Вадим Жуков подчеркнул, что организаторам туров принципиально уже сегодня осваивать проектирование впечатлений, event-технологии, добавлять иммерсивность и вовлекать местных жителей в организацию привлечения и обслуживания туристов. Светлана БАЕВА

Экономика впечатлений: как меняются предпочтения туристов
© Курская правда