В Самаре запустили речные круизы до Ярославля
Путешествие по реке, да простят меня пассажиры морских лайнеров, - это всегда много больше, чем просто путь от одной стоянки до другой. В безбрежном море средоточием жизни становится лайнер, а на реке туристы видят спектакль в меняющихся декорациях береговых пейзажей.
Особенно это заметно на Волге: северные леса и южные степи, древние города домонгольской Руси и православные монастыри, уединенные усадьбы и царапающие горизонт современные небоскребы.
Все эти прелести я вновь ощутила в круизе по Волге от Самары до Ярославля и обратно. Но как турист со стажем не могла не отметить ряд подводных камней, мешающих отдыху.
Если театр начинается с вешалки, то водное путешествие - с причала. Но далеко не везде порт выглядит привлекательным и удобным. В Городце от него сложно добраться до исторических кварталов. В Самаре причальный комплекс давно требует ремонта. Как и здания в Ульяновке. Про туалеты, буфеты, местные, а не китайские, сувениры и лавочки в тени можно и не мечтать. Радостным исключением стала стоянка в благоустроенном порту Чебоксар. Туристов встречали артисты в национальных костюмах и после спектакля угощали сладостями.
С питанием на лайнере проблем нет - обильно, вкусно и красиво три раза в день (работа ресторана, как сообщил директор круиза, является определяющей для многих туристов). А вот меню досуговой программы - куда скромнее. Особенно на судах эконом-класса. Всего несколько человек, вряд ли имеющих спецобразование, одновременно исполняли роли певцов, музыкантов, диджеев, тренеров, организаторов мастер-классов для детей и взрослых. Конечно, решить проблему с работниками досугового цеха при сезонности работы непросто, да и зарплаты невелики. Но в советские годы эти роли прекрасно исполняли артисты областных филармоний и самодеятельные коллективы. Они развлекали туристов за возможность прокатиться по Волге.
Водное путешествие начинается с причала. И не везде он выглядит привлекательным
Есть проблемы и с экскурсоводами. Когда к причалу одновременно швартуются с десяток судов, потребность в гидах огромна. И здесь, как в любой профессии, мало выучить материал и получить лицензию. Недостаточно перегрузить мозг туристов цитатами и датами. Нужно еще так показать свой город, чтобы прибывшие влюбились в него на всю оставшуюся жизнь. Мне на таких профи обычно везет. Но на всех в сезон их пока не хватает.
Однако смогли же решить проблему кадров в судовых командах и в ресторанах лайнеров. В путешествии познакомилась с ребятами из разных уголков страны, даже из Крыма, которые проходят на теплоходах практику. Работой молодых матросов, официантов, стюардов все пассажиры остались довольны. Может быть, по их стезе стоит направить и студентов институтов культуры, будущих историков, тренеров, педагогов? Опыта наберутся и денег заработают.
А вообще-то мне выпало счастье открывать навигацию 2025 года. Нас угощали шампанским. Вода в Волге стояла высокая и не было опасности застрять в городецких шлюзах. А путевку я купила по раннему бронированию с 10-процентной скидкой, что искупало подводные камни круиза.