В Сергиевом-Посаде открылась выставка "Рукотворные чудеса невьянских мастеров"

В мире две наклонные башни - Пизанская и Невьянская. До первой сегодня добираться очень долго, вторая сама приехала поближе к Москве, в Сергиево-Посадский музей-заповедник. Приехала, разумеется, в макете, но в точном. И вместе со всеми своими легендами, а их у башни, как самоцветов в известных сказах.

В Сергиевом-Посаде открылась выставка "Рукотворные чудеса невьянских мастеров"
© Российская Газета

Увидеть макет уральского чуда света можно на выставке "Рукотворные чудеса невьянских мастеров". Что эта выставка делает в Подмосковье? А почему бы и нет? Сегодня время узнавать глубинную Россию, и без Невьянска здесь никак. Именно здесь, на Среднем Урале, был возведен первый в мире город-завод, построена самая большая в мире царь-домна и первый громоотвод. Здесь же на свет появилось лучшее в мире железо, марки "Старый соболь". Наконец, здесь миру была явлена "Невьянская икона", уровень которой в 18-19 веках был такой, что ученые говорят прямо - ничего подобного в столицах даже рядом в то время не стояло.

И первая в России падающая башня - она же Невьянская - тоже вознеслась к небу здесь. Высота ее - 57,5 метра. Отклонение от вертикали - 2,2 метра.

А что там с легендами? И почему она падает? Об этом во всех деталях и красках вам расскажут в Посаде. Мы лишь назовем самые известные "сказы" о Невьянской башне. Главный из них - Акинфий Демидов специально приказал построить ее "падающей", чтобы она напоминала Пизанскую. С одним "но", если итальянская башня действительно вот-вот упадет, то наша, российская, уральская, будет стоять вечно - ее шпиль и верхний этаж полностью вертикальны. Государственный подход, не правда ли?

Вторая популярная легенда - заводчик построил символ своей власти и величия с "поклоном" на юго-запад, туда, где находится его родная Тула.

Еще одну версию - мистическую - высказал никто иной, как В.И. Немирович-Данченко в книге "Кама и Урал": "Грехов на ней много. Потому и осела… А рухнет она тогда, когда на потомках Демидова оправдается библейское изречение: око за око и зуб за зуб! Тогда в ней и надобности не будет". На что намекал Владимир Иванович - пойди-разберись.

Однако все это хоть и страшно интригующе, но не научно. По мнению ученых, башня наклонилась в процессе строительства, и причина - "сложное геологическое строение участка и близость воды". Грунтовые воды проходят здесь на глубине нескольких метров - что катастрофически мало.

Впрочем, никто из сотрудников музея не настаивает на какой-либо версии, каждый выбирает сам. Истина, возможно, где-то посередине. Так часто бывает в русской истории.

А вот что не подлежит сомнению - уникальная слуховая комната башни, расположенная на шестом этаже. Здесь действительно, если в одном углу что-то скажешь шепотом, в другом - это прозвучит громко. Проверено тысячами туристов. В чем ее предназначение? А зачем искать смысл? Это всего лишь одна из многочисленных демидовских забав.

Чем еще богата "невьянская" выставка в Сергиевом-Посаде? Здесь - кувшин Невьянского завода (1736г.) как триумф кузнечно-слесарного дела, здесь же - шедевры керамики и художественного металла (обратите внимание на фрагмент декоративного украшения крыльца Невьянской башни и вы сразу поймете, кто из двух "падающих" башен "на свете всех милее"). Здесь же - редкие литые иконы XIX века. И, разумеется, Невьянская икона. Пожалуй, впервые в Подмосковье можно увидеть сразу столько образцов подлинной Невьянской школы иконописи - с ее игрой красок, "тонким" письмом и обилием деталей, с техникой сплошного золочения, но главное - с "живыми" святыми, изображенными так, будто бы иконописцы слетали в рай и сделали точный фотоснимок. Если это правда так, то рай надо искать где-то на Урале, потому что колоритные уральские пейзажи на Невьянской иконе - дело обычное.

Впрочем, не только все эти нюансы делают знаменитую старообрядческую школу иконописи уникальной, а что еще? Это лучше увидеть самим - тем более, что в Подмосковье привезли одни из самых ярких ее образцов, в том числе икону Божией Матери "Всех скорбящих Радость" второй половины XIX века.

Всего на выставке - 300 экспонатов из фондов Невьянского государственного историко-архитектурного музея.

"Невьянская земля и сегодня богата мастерами, создающими, как сотни лет назад, ремесленные шедевры. И для нас большая честь показать выставку на святой земле Сергия Радонежского", - подчеркнула на открытии проекта заместитель генерального директора Невьянского государственного историко-архитектурного музея Ольга Оляницкая.

А если вы ленивы, но любознательны, то для вас кураторы выставки разработали ее онлайн-версию, а именно пять озвученных видеороликов, позволяющих увидеть и понять Невьянск - этот уральский городок, давший миру одну из самых красивейших и загадочных доминант.

Выставка работает до 3 августа.

Кстати

Что еще в эти дни можно увидеть в Сергиево-Посадском музее-заповеднике?

Фронтовую куклу Петрушку - на выставке "Искусство. Война. Ополчение".

В проекте несколько взаимосвязанных зон, но "сердце" его - зал, посвященный кукольникам, художникам, мастерам, работающим на фронте и для фронта. Кукла в военные годы стала самым популярным героем постановок. В них веселый и ловкий Петрушка противостоит злу в образах Фрица или Гитлера.

А что еще интересного в проекте? Документы, письма и фотографии ведущих актеров Московского театра детской книги С. Задонина и Н. Сазоновой, которые осенью 1941 года пропали без вести, будучи участниками Московского ополчения под Вязьмой. Они сражались в составе Второй Сталинской дивизии вместе с жителями Загорска, которые влились в подразделения 14 маршевого батальона.

На выставке можно познакомиться с историей талантливых загорчан-ополченцев. Среди них - известный резчик Сергей Ворносков, художник Никита Фаворский. Фоном служат живописные работы с видами города военного времени.

"Это особенная выставка, и она близка каждому человеку. Кто помогал победить в этой войне? Конечно и те, кто не забывал о творчестве, создавал произведения искусства, писал стихи, пел песни и даже делал кукольные спектакли", - говорит заместитель директора Сергиево-Посадского музея-заповедника по научной работе Светлана Николаева.

Еще один недавно открывшийся в музее-заповеднике проект - "Пространство и время Франца Рубо", живописные и графические произведения известного художника-баталиста. А также - этюды, эскизы и рисунки, выполненные в периоды работы мастера над известными панорамами: "Штурм Ахульго", "Штурм 6 июня 1855 года" и "Бородино". Всего более 60 экспонатов. Все - из Музея-панорамы "Бородинская битва".

"Музей хранит самую большую в мире коллекцию работ Франца Рубо и лучшие из них мы привезли в Сергиев Посад. Среди этих полотен - единственный сохранившийся автопортрет художника и панорама "Бородино", - отмечает представитель московского музея Виктория Павленко.