Пассажирские перевозки по рекам выросли вдвое в I квартале 2025 года

Пассажирские перевозки внутренним водным транспортом по итогам первого квартала выросли почти вдвое. В Росморречфлоте объясняют это субсидированием маршрутов, развитием судостроения и инфраструктуры.

Пассажирские перевозки по рекам выросли вдвое в I квартале 2025 года
© Российская Газета

Согласно опубликованной статистике минтранса, в январе-марте пассажирские перевозки на речных судах по сравнению с первым кварталом прошлого года увеличились на 84,5 процента - с 0,3 до 0,6 миллиона человек. Этот прирост особенно заметен на фоне скромного увеличения перевозок железнодорожным транспортом (около 3 процентов) и снижения авиаперелетов (на 1 процент). При этом в структуре пассажирских перевозок доля внутреннего водного транспорта самая небольшая - всего 0,026 процента.

В Росморречфлоте говорят, что спрос на речной транспорт растет. В этом плане показателен прошлый год, когда открылись новые маршруты по Волге и погода благоприятствовала речным путешествиям. Итоги навигационного сезона - 12,1 млн пассажиров, перевезенных по более чем 400 маршрутам. В 2023 году их было 11 миллионов, в 2022 - 9,2 миллиона.

Наиболее развит речной пассажирский транспорт в приволжских районах Нижегородской области, Татарстана и Чувашии. Именно с этих регионов стартовал в 2024 году федеральный проект "Речные магистрали". Для возрождения скоростных межрегиональных пассажирских перевозок определили 12 субсидируемых маршрутов, три перевозчика получили из бюджета 45,6 млн рублей. Они выполняли рейсы на судах типа "Метеор" и "Валдай". "Проект доказал свою эффективность и в 2025 году планируется расширение географии водных перевозок из Нижегородской в Ярославскую область (Нижний Новгород - Ярославль, Чкаловск - Ярославль). Всего в этом году в рамках проекта "Речные магистрали" по 14 субсидируемым маршрутам 8 судов на подводных крыльях перевезут порядка 52 тысяч пассажиров, что на 18 тысяч пассажиров больше, чем в прошлом году", - сообщили "РГ" в Росморречфлоте.

Председатель Союза пассажиров Кирилл Янков сообщил, что не удивлен приросту пассажиропотока на внутренних водных путях. По его мнению, он обусловлен, прежде всего, развитием речного судостроения. В 2019 году был спущен на воду четырехпалубный круизный теплоход "Мустай Карим". Роскошный "отель на воде" вместимостью 329 человек имеет каюты разных категорий, бары и рестораны. В процессе строительства находятся еще несколько подобных теплоходов. "Появились и двухпалубные суда, которые позволили возобновить маршруты по Оке, Москве-реке. Появились суда на подводных крыльях, "Метеоры" нового поколения и "Валдаи". Развивается маршрутная сеть, да и вообще растет спрос на внутренний туризм", - отметил он.

Общая протяженность внутренних водных путей России составляет более 101 тысячи километров, из них только половина имеет гарантированные габариты судовых ходов. В Росморречфлоте считают, что ключевым фактором развития перевозок является устранение лимитирующих участков, а также обновление и строительство новых пассажирских судов. Круглогодичным электросудам, курсирующим по Москве-реке, до сих пор нет аналогов в мире. В ведомстве упомянули также новые электрические суда компании "ВодоходЪ", которые начали работать в Нижнем Новгороде, Красноярске, Перми и Ярославле. "В настоящее время по программе лизинга строятся скоростные пассажирские суда на подводных крыльях проекта 03580 типа "Метеор-120Р". Четыре судна типа "Метеор-2020" со сроками поставки летом 2025 и летом 2026 года. Но потребность в скоростных судах значительно выше. По нашей оценке, требуется еще порядка 50 "Метеоров" и "Валдаев", - отметили в ведомстве.

Развивается и круизное судоходство. Всего по туристским маршрутам в 2024 году было перевезено почти 450 тысяч пассажиров. Речную круизную навигацию обеспечивали около 100 пассажирских теплоходов в европейской части и семь судов на реках Сибири и Дальнего Востока, сообщили в Росморречфлоте.

Недельный маршрут на люксовом теплоходе "Мустай Карим" из Москвы в Плес и обратно в этом сезоне стоит от 250 до 618 тысяч рублей в зависимости от комфортности каюты. Цены на восьмидневный круиз по Енисею от Дудинки до Красноярска на реновированном теплоходе "Максим Горький" стартуют от 447 тысяч рублей и доходят до 855 тысяч. И спрос на такие туры есть, говорит Янков.

"Основной круизный флот сосредоточен сейчас в бассейне Волги. На сибирских реках теплоходов осталось очень мало, на Амуре их вообще нет. Раньше был маршрут по Иртышу и Оби от Омска до Салехарда, сейчас его нет. По Лене когда-то можно было доплыть из Усть-Кута до Тикси. На Енисее теплоходы еще остались, но их мало, а инфраструктуру по их обслуживанию содержать надо. Сама эксплуатация теплохода тоже стоит дорого, а навигация - всего четыре месяца в году и спрос большой. Поэтому и цены высокие", - объяснил эксперт.

Появление на сибирских реках большего количества теплоходов, по его мнению, удешевит их эксплуатацию и позволит снизить цены. "Развитию отрасли будут способствовать механизмы, позволяющие покупать в лизинг суда. Кроме того, не нужно преждевременно списывать существующий флот. Пусть он ходит столько лет, сколько это безопасно. В то же время необходимо строить больше новых судов разных классов", - считает Янков.