Теплоход из Новосибирска отправился в 17-дневное путешествие по реке Обь
От Речпорта Новосибирска в 17-дневное путешествие на север по Оби отправился четырехпалубный теплоход "Северная сказка".
Все билеты были раскуплены, хотя стоимость туров приличная. Например, семидневный круиз из Новосибирска до Сургута обойдется в 157 тысяч рублей на человека, а 17-дневная поездка - в 383-490 тысяч рублей в зависимости от класса каюты. Высокую цену объясняют большими эксплуатационными издержками и почти полным отсутствием конкуренции, а спрос - "люди соскучились по реке". Для сравнения, совершить недельный круиз из Дубая по Персидскому заливу можно за 60 тысяч рублей. "Люди звонят, бронируют активно. В круизе же хорошо: весь день кормят, у нас насыщенные развлекательные программы, сидишь и смотришь на воду. А потом можно и на экскурсию", - говорит сотрудник круизного центра "Инфофлот".
Большой теплоход - диковинка для Новосибирска: в последние десятилетия таких на воду не спускали. Но старожилы помнят, что теплоходы когда-то ходили на север по реке.
В региональном минтрансе сообщили, что в этом году заявлены четыре межрегиональных маршрута. Благодаря им у туристов есть возможность из Новосибирска посетить несколько интересных сибирских городов. В их числе богатый памятниками деревянной архитектуры Томск, одно из известных мест ссылки - Нарым, города нефтяников Сургут и Нижневартовск, расположенную на Полярном круге столицу Ямало-Ненецкого автономного округа Салехард, старинный и прославленный недавно вышедшим сериалом по роману Алексея Иванова Тобольск.
Кроме того, у местной компании есть планы к середине навигации запустить туристические рейсы из Новосибирска в Томск и из Новосибирска в Барнаул, а также перевозить пассажиров в Караканский бор. Для этого уже не первый год модернизируют каютный теплоход "Новосибирск". В прошлом году Ассоциация судовладельцев Западной Сибири сообщала о разработке масштабного инвестпроекта по развитию речных перевозок в Новосибирской области. Речь идет о создании к 2030 году двух судов - электроходов, которые работали бы как общественный транспорт. Для этого предполагается привлечь госфинансирование.
Семидневный круиз из Новосибирска до Сургута обойдется в 157 тысяч рублей на человека. Это недешево, но говорят, что спрос на речные круизы большой
Как отметил губернатор Новосибирской области Андрей Травников, если раньше в развитии внутреннего водного транспорта акцент был сделан на расширении социальных, так называемых дачных маршрутов, сейчас стоит задача - предоставить пассажирам комфортные условия. Для этого планируется оборудовать большее число площадок для посадки и высадки. Кстати, в день отправления "Северная сказка" не смогла подойти к официальной посадочной платформе в Новосибирске, пассажиров забирали прогулочные катера и подвозили к теплоходу, пришвартовавшемуся к левому берегу реки.
"Откровенно нужно признать, в некоторых местах идет просто высадка пассажиров на берег. Поэтому задача - оборудовать нормальные причалы, береговую инфраструктуру для большего комфорта", - отметил губернатор. Также нужны заправки для круизных судов.
"У инвесторов, занимающихся судоходством, безусловно, есть интерес к теме развития пассажирских перевозок по реке, особенно в Красноярске, где планируют запустить новые проекты, связанные с водной артерией. Но при этом у регионов есть еще серьезные задачи - создание гостиничной инфраструктуры. Мы достигли предела размещений в сезон", - обратил внимание председатель исполкома Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" Геннадий Гусельников.
Также в Новосибирской области планируют увеличить число дачных маршрутов. По данным регионального минтранса, с 2019 года пассажиропоток на речных маршрутах показывает устойчивый рост - 20-25 процентов ежегодно. В прошлом году по реке в границах Новосибирской области перевезено более 454 тысяч пассажиров, из них 21 тысяча - по социальным маршрутам.
А в Хабаровском крае круизы по Амуру планируют сделать приоритетным видом туризма. Этому будет способствовать заключенное на Российско-Китайском форуме соглашение о сотрудничестве между правительством региона и Российским союзом туриндустрии. "Сегодня круизное судоходство по Амуру представлено преимущественно экскурсионными, прогулочными и развлекательными маршрутами. Также есть международная речная навигация по Амуру из Хабаровска в Фуюань, на которой работают китайские суда и российское скоростное судно проекта А-45. При этом на данное направление приходится основной объем въездного туристического потока из Китая - 78% в 2024 году", - рассказал губернатор Хабаровского края Дмитрий Демешин.
По его словам, водный туризм, в том числе круизный и яхтенный, должен стать одним из приоритетных и перспективных видов туризма в регионе. В прежние годы круизы по Амуру пользовались популярностью, но с 2000-х они перестали существовать.
Пока развитие водного туризма в Хабаровском крае, как и в Новосибирской области, невозможно в полной мере из-за отсутствия круизных судов. Региону необходимо обновить материальную базу речного флота. Получить помощь в этом рассчитывают и от китайских партнеров. Они тоже заинтересованы в открытии круизных маршрутов по Амуру - река связывает наши страны. "Освоение Большого Уссурийского острова даст толчок к развитию туризма. Появятся трансграничные прогулочные маршруты по воде, но надо шагнуть дальше - мы планируем открыть международные речные круизы от Харбина по Сунгари через Тунцзян до Большого Уссурийского острова, оттуда до Николаевска-на-Амуре с выходом к Шантарским островам и в воды Тихого океана", - обрисовал перспективы Дмитрий Демешин.
Протяженность такого маршрута - около двух тысяч километров. Для круиза готово уже и название - "Амур - река тысячелетия". Помимо названия есть и списки того, что требуется обновить: кроме круизных теплоходов, "Метеоров" и катамаранов, нужна соответствующая портовая инфраструктура и причальные стенки.