На горной узкоколейке в Краснодарском крае работает туристический маршрут
"И куда можно добраться по малоформатной колее?" - спросит обыватель. Отвечаем: в глухие полузабытые поселки Апшеронского района Кубани, где за перекошенными заборами, будто их повалил разбойничий ветер, стоят дощатые дома, где на горячих от солнца полянах свободно пасутся лошади и коровы, где цивилизация отматывается назад - к первобытной трескотне цикад.
Здесь нет автодорог, поэтому локомотивы являются артерией жизни. В будние дни развозят сельчан, доставляют хлеб и почту, а в выходные превращаются в туристические поезда. Что можно увидеть в путешествии с "узкоколейным уклоном", узнали корреспонденты "РГ".
Вперед, до Красного моста!
…Суббота. Над крышами села Черниговского разорванные облака, в ямах асфальта поблескивают лужицы после утреннего дождя. Тепловоз ТУ-8, выкрашенный в цвет апельсина, готовится к отправлению у бывшего здания железнодорожной станции. С радостным ощущением мы рассаживаемся по двум летним вагонам - с длинным столом, лавками и даже с мангалом и умывальником.

- Такой гастрономический формат предусмотрен для корпоративных экскурсий: готовим шашлыки, плов в дороге, - разъясняет один из основателей проекта "Шпалорез-Экспресс" Владимир Давыдов. - А сегодня проедем до Красного моста. Маршрут средней протяженности (32 километра туда-обратно), но, пожалуй, самый популярный и информативный, так как включает шесть остановок, на каждой - гиды рассказывают историю мест, а ребятам действительно интересно послушать, потому что здесь выросли.
От Краснодара до села Черниговского около 140 километров. Асфальт здесь обрывается. Дальше грунтовка и… рельсы. Сейчас это административный центр, где проживают три тысячи человек. В прошлом году газифицировали улицы. Работают школа, участковая больница, банковское отделение, пункты маркетплейсов.
Многие туристы, отправляясь к узловой станции узкоколейки, частенько путают село со станицей с таким же названием в соседнем Белореченском районе. Как рассказывают гиды, топонимическое созвучие неслучайно: в 1925 году в окрестностях горного села (тогда это были два хутора на 400 жителей) организовали первые лесоразработки и сюда позвали рабочих из станицы за 80 километров. Труд тяжелый - лес рубили вручную, древесину вывозили на лошадях и быках. С образованием колхоза имени Шаумяна население достигло 1200 человек, и в память о своей родной станице жители назвали село Черниговским.
…Оставляем позади дворы и попадаем под зеленый полог: нависающие ветви буков, грабов хлещут по перекладинам вагона, так что надо быть начеку! Слева по дну ущелья бежит река Пшеха. Поезд раскачивается на рельсах, осторожничая на поворотах - идем со скоростью 12 километров в час.
Наконец, первая остановка - часовня неизвестного отшельника. Стены из речного камня, на черной металлической двери с желтым крестом чья-то рука вывела надпись: "Простите, ремонт!"
- Необычное сооружение в лесу возвел местный житель Алик, он был младшим сыном в семье, и после ухода матери, скончавшейся у него на руках, долго не мог прийти в себя, - приводит историю необычного храма парень-экскурсовод. - В память о ней мужчина возвел часовенку рядом с братской могилой курсантов Майкопского танкового училища, погибших в январе 1943 года в тяжелых боях за хутор Верхний Черниговский. Строил ее вручную почти 10 лет, закладывая привезенные со святых мест голыши. Внутри - киоты с иконами, и все желающие могут зажечь свечу либо оставить пожертвование в ящике.
- А как сложилась дальнейшая судьба Алика?
- …Уехал в Сочи, - с улыбкой отвечает парень, - а мы присматриваем за его часовенкой.

На всем пути всплывают памятные знаки, посвященные Великой Отечественной войне. "В августе 1942 года село Черниговское было оккупировано немцами, стояла передовая линия фронта, рвались вокруг снаряды, пожарища не раз охватывали селения. …При освобождении погибло 400 человек", - нахожу сухие строчки на сайте местной администрации.
И только на маршруте узкоколейки слова наполняются живым смыслом. Так, мост у живописного водопада с условным названием "Паровозный" был взорван, а затем восстановлен, о чем свидетельствуют опоры из рельсов и ширококолейная платформа, "вшитая" в проезжую часть. Иными словами, "слеплен" из того, что под рукой.
Или самая впечатляющая остановка - урочище Волчьи Ворота, такой громадный проход меж поросших лесом отвесных скал, с остроконечными гребнями высотой до 700 метров. Мемориальные таблички и обелиски раскрывают один из эпизодов войны, который сложно воплотить на киноэкране, настолько он поражает героизмом, граничащим с фантастикой. Тем не менее это было…
- В августе 1942 года немцы заняли Апшеронск и прорывались по окрестным ущельям к морю - в направлении Туапсе и Сочи, но дальше этого рубежа не прошли, хотя стрелки из отряда "Эдельвейс" успели затащить в расщелину два пулемета и огромное количество боеприпасов, - продолжает экскурсовод. - Отход частей Красной армии к перевалу прикрывал пулеметчик, чье имя до сих пор не установлено. Благодаря смекалке и физическим способностям он обогнул скалу позади меня, залег в пещере (с запасом патронов, еды и медикаментов) и более недели сдерживал натиск фашистов. В неравном бою его тяжело ранило минометным огнем.

В эти же дни здесь был совершен еще один подвиг: старший сержант Майоров из 248-го стрелкового полка 31-й мотострелковой дивизии тоже ценой своей жизни спас свою роту, уничтожив в ущелье две пулеметные точки противника.
Хештег #было
Некогда нитка горной узкоколейки в сумме насчитывала более 100 километров и начиналась в Апшеронске, где в 1927 году на базе лесозаготовительного участка создали центральный леспромхоз. Линия для вывоза древесины строилась поэтапно силами заключенных - от райцентра через станции Самурская и Черниговская к поселку Отдаленному.
Еще одну "трассу" буквально прорубали в скалах через знаменитое Гуамское ущелье. Но уже при Брежневе, и, в особенности в 90-е, рельсы начали стремительно исчезать.
- Узкоколейка принадлежит АО ПДК "Апшеронск" (преемнику леспромхоза), переживающему теперь банкротство, - рассказывает Владимир Давыдов. - До распада СССР это был огромный деревообрабатывающий комбинат, производивший ДСП, фанеру, шпон. Так что официальным хештегом нашей узкоколейки в соцсетях является слово "было". Была ветвь в Гуамке, крошечный анклав которой сейчас функционирует исключительно как экскурсионный, был внушительный парк техники с тепловозами, мотрисами - в простонародье переименованными в "матрицу", пассажирскими вагонами. Только лесовозных платформ числилось 996. Из всего списка сохранились единицы.
Плотная вырубка леса прекратилась с переводом земель в природоохранную зону, и линия в одночасье стала нерентабельной. Поддерживается лишь участок узкоколейки, для которого нет транспортной альтернативы.
- Районная администрация компенсирует нам затраты на муниципальных рейсах - перевозку пассажиров и грузов, где-то помогает со шпалами и щебнем, - продолжает Владимир. - Рельсы нуждаются в постоянном уходе, шпалы гниют из-за влажного климата, порой глубоко проваливаясь в землю. Мы их обновляем, но закупаем подержанные у РЖД, с пропиткой. Заводской брус дорогой, стоит около 1,5 тысячи рублей, поэтому условно километровый отрезок будет обходиться нам в 2,5 миллиона рублей.
…Получасовая остановка в поселке 10-й Километр. У подбоченившегося частокола с аппетитом "обедает" корова. Ее хозяйка Валентина Васильевна вырастает у калитки, приветствуя сошедших пассажиров. Видно, что она привыкла к расспросам гостей, отвечая без стеснения, будто уже наперед зная, о чем пойдет речь.
- Живу здесь с трех лет, сын - в соседнем доме через сто метров, а так в округе никого не осталось, - чуть растягивая слова, говорит она. - Одно время дома массово выкупали северяне, но их дети и внуки наведываются раз в десять лет. Вот и разваливаются хаты.
- И не страшно вам одной?
- Нет, хотя недавно медведь заходил во двор. В Краснодаре живут две племянницы, сестра, зовут к себе, но я ни за что не променяю простор на городскую тесноту!
- А если врач потребуется?
- Уволокут! - бодро отрезает она.

- А вообще здесь никто не болеет, просто некогда, - вступает в разговор машинист тепловоза Виктор Гущин, пожилой, но с крепкими натруженными руками. На узкоколейке он работает 45 лет. Начинал старшим кондуктором, потом отучился в Кирове на машиниста. Оттуда, кстати, жену привез, уже 41 год вместе.
В разговоре вспоминает, что раньше дорогу обслуживали бригады путейцев трех населенных пунктов, в поселках кипела жизнь, приезжали с концертами творческие коллективы из райцентра.
- Однажды звонят: "Бери тепловоз и езжай на 10-й, там роженица", - рассказывает случай Виктор Алексеевич. - Везу ее. В тепловозе есть топчан, но она внезапно бухается с него на колени: "Ой, все, не могу!", а я увещеваю в замешательстве: "Родненькая, терпи! Я же ничего не сделаю". Как только в Черниговском передали ее скорой, она и родила. Здоровенького мальчика.
Усадьба "Миръ добра"
Новый Режет - последний поселок лесорубов на маршруте. Состояние дальнейшего отрезка дороги не позволяет тепловозу продолжать путь, и он разворачивается. Жилых домов здесь больше, да и штрихи цивилизации, кажущиеся уже немного чужеродными, взгляд сразу выхватывает одинокий таксофон возле опоры ЛЭП (а если помните, в культовом фильме уличный телефонный аппарат был главным порталом для выхода из "Матрицы"), отделение почты в саманной хате.

А еще лесную таверну, где можно заказать кофе или травяной чай. Да-да, вы не ослышались. Супруги Ольга Лупалова и Тихомир Роган купили домик 60-х годов постройки в 2022 году. Она - родом из Рубежного Луганской Республики, окончила музыкальную школу при Киевской государственной консерватории имени Чайковского, больше 30 лет прожила в Европе, он - из Хорватии. И в затерянном уголке оказались для того, чтобы превратить развалюху в усадьбу для отдыха туристов.
- Все-таки не место красит человека, а человек место, - убежденно говорит Ольга, вынося разномастные кружки с ароматным кофе. - На участке, который видите, стоял бурьян, ветшающий дом был завален хламом, окна забиты досками. А теперь?
Уже при Брежневе, и в особенности в 90-е, рельсы здесь начали стремительно исчезать
Несколько человек охотно воспользовались приглашением осмотреть обстановку. Увиденное впечатлило: на кухне - холодильник, газовая и индукционная плита, в столовой - побеленная русская печь и буфет "как у бабушки", в спальне дубовая антикварная кровать с пуховым одеялом. Кроме функционирующей скважины, водопровода и биосептика, есть интернет.
Оказалось, что усадьбу со всеми удобствами хозяева намерены сдавать отдыхающим на лето. Сдержанно спрашиваю у пассажиров о впечатлениях. Кто-то уже бывал на маршруте, кого-то привлекли сюда восторженные отзывы друзей.
- Поездка по узкоколейке - необычный способ провести время, узнать что-то новое об удаленных поселках Кубани, - делится Елена Гусева из Краснодара. - И еще я люблю природу, так как в свое время окончила биофак. Такая экскурсия дарит возможность полюбоваться пейзажами без существенной нагрузки, в удовольствие.
Поездка заняла почти семь часов, так что на обратном пути туристы удовлетворенно подустали. Есть также короткие маршруты - двухчасовые, и полные - до "медвежьих" поселков Кушинка и Отдаленного (станция Шпалорез у подножия плато Лагонаки), но к последним курсируют только "пионерки", маленькие дрезины, вмещающие до шести пассажиров, но в полной мере защищенные от погодных невзгод - в них тепло и уютно.
Элементы
"Свой поезд, это как?"
- Вынашивая эту мысль, мы с другом однажды наткнулись на объявление о продаже тепловоза ТУ-7А, - рассказывает руководитель туристического проекта Владимир Давыдов. - Это автономный тепловоз с гидравлической передачей - своего рода "мерседес" среди собратьев. Камбарский машиностроительный завод в Удмуртии до сих пор выпускает эту серию. Так как локомотив долгое время стоял во дворе, то достался нам ржавым, с рассохшимися резиновыми прокладками, и мы полностью его перебрали. Сейчас в нашем парке есть тепловозы ТУ-4 1962 года выпуска и ТУ-8 1982 года.
Кстати
Первую экскурсию по Апшеронской узкоколейке запустили в 2018 году, и такой формат отдыха стал для нее поистине шансом выжить, потому что линия сама уже памятник - единственная в России, расположена в горной местности, на высоте 400-500 метров над уровнем моря.