Туалеты на замке, на Экстриме – мусор: экологи прогулялись по берегу Шарташа
Активисты движения "За наш Шарташ!" в ходе "Майской прогулки", состоявшейся 18 мая, высказали ряд серьезных претензий к руководству Шарташского лесного парка и областному министерству природных ресурсов и экологии. Так, по мнению организаторов акции, дирекция лесопарка нерационально расходует бюджетные средства, выделенные на обустройство этой территории, а минприроды не замечает явных нарушений природоохранного законодательства при строительстве объектов в прибрежной зоне озера.
По словам лидера движения "За наш Шарташ!" Александра Терещенко, в 2023–2024 годах дирекция ГБУ "Шарташский лесной парк" потратила миллионы рублей на закупку различного оборудования, в том числе вакуумных подметально-уборочных машин, авто- и электромобилей, снегоходов и биотуалетов. При этом создание центра водных видов спорта на мысе Экстрим отдано на откуп инвестору, а туалеты на улице Отдыха стоимостью 5,8 миллиона рублей не работают.
Множество вопросов у экологов вызывают и площадки для отдыха, обустроенные за счет областного бюджета – в том числе в рамках создания "инклюзивного туристического маршрута". Речь, среди прочего, идет о доступном для маломобильных граждан пляже на южном берегу Шарташа.
"Платформа (под лежаки и кабинку для переодевания – прим. ред.) смонтирована в береговой охранной полосе, и фундамент тут не винтовые сваи, а бетон, то есть эта площадка может быть признана капитальной, – отметил Терещенко. – Ее нужно вынести в другую локацию либо поменять фундамент".
.jpg)
По данным портала госзакупок, на уборку лесопарка и ликвидацию незаконных свалок в 2022–2024 годах было направлено больше 15 миллионов рублей. При этом экологи заявляют о выявленных скоплениях мусора в северо-западной части парка, а также в 65-м квартале рядом с озером Малый Шарташ. По словам экоактивистки Анны Квашниной, некоторые отходы на этой площадке похожи на сапропель – останки озерной флоры и фауны, скопившиеся на дне водоема за время его существования. В необработанном сапропеле могут содержаться большие концентрации тяжелых металлов.
Склад строительного мусора обнаружен и на мысе Экстрим на южном берегу озера. Он находится на стройплощадке центра водных видов спорта, который, если верить информационному щиту, должны были сдать в строй еще летом 2023 года. В роли инвестора выступает автономная некоммерческая организация "Хоккейный клуб "Темп".
.jpg)
"Когда-то здесь была парусная школа. Согласно мастер-плану на мысе должен быть центр водных видов спорта, – напомнил Александр Терещенко. – На текущий момент со сменой директоров на мысе Экстрим нет ни парусной школы, ни виндсерфингистов. Официально там должны стоять эллинги, но эти строения не похожи на эллинги!"

Кроме того, в ходе осмотра площадки экоактивисты обнаружили еще несколько объектов, которых не должно быть в водоохранной зоне памятника природы, такого как озеро Шарташ, – например, люки-септики, скважины, сети канализации и водоснабжения, спрятанные под сваями построек. Кое-где сваи установлены прямо в воде, а строительные отходы, как уже было сказано, свалены недалеко от берега.

В данный момент мыс Экстрим не имеет статуса особо охраняемой территории, однако летом 2024 года Свердловская межрайонная природоохранная прокуратура потребовала от регионального минприроды включить его в охранную зону озера. Сама же охранная зона на южном берегу должна быть не менее 100 метров от уреза воды, уверен Терещенко. В таком случае любое капитальное строительство на этом участке окажется под запретом.

Огромную тревогу у защитников озера и Шарташского лесопарка также вызывают упорные попытки компании "Баден-Баден" приспособить береговую территорию под строительство термальных комплексов. Так, члены экспертного совета по развитию лесопарка еще в феврале призвали руководство ГБУ взять этот вопрос на контроль (протокол заседания есть в распоряжении "Уралинформбюро"). Создание спа-деревни на улице Отдыха (такие планы лелеет "Баден-Баден") не только противоречит мастер-плану развития лесопарка, но и губительно скажется на состоянии природного комплекса, поскольку увеличит антропогенную нагрузку на берег, нарушит водный баланс и сломает естественную систему самозащиты озера от внешнего загрязнения.
.jpg)
"На этом участке нужно восстанавливать растительность наземного покрова, больше деревьев высаживать, – считает Анна Квашнина. – Деревья создают тень, и вода из озера меньше испаряется. Растущие в низинке камыши отлично фильтруют воду. А любая застройка, наоборот, нарушит эту фильтрацию, вся грязь и пыль с улицы Проезжей будет стекать в озеро".
Стоит напомнить, минприроды Свердловской области уже несколько раз переносило сроки начала работ по очистке озера Шарташ от 460 тысяч тонн сапропеля, скопившегося на его дне за тысячи лет. В апреле ведомство заверило, что проект стартует в следующем году и полностью завершится к 2030-му. Как писало наше агентство, очистные мероприятия включены в федеральный проект "Вода России" национального проекта "Экологическое благополучие".
"Надеемся на федеральную программу, – заявил Александр Терещенко. – Нужно начать чистить Шарташ, как это делается в Нижнем Тагиле (имеется в виду санация Черноисточинского водохранилища – прим. ред.), включить эти мероприятия на ближайший год. Мы уже пять лет "кушаем завтраки", пора заняться Шарташом конкретно, поставить во главу угла как "примерный" водоем для экологической повестки администрации Екатеринбурга. Шарташ должен быть только зоной природопользования и экологии, а рекреационные зоны должны обустраиваться в балансе с природой". Евгений СУСОРОВ