Высокая эндемичность регионов УрФО препятствует развитию туризма

Более 600 гектаров леса обработают от клещей до конца мая на Среднем Урале - примерно столько же, что и в прошлом году. По данным минприроды региона, большая часть территорий относится к пригородным паркам Екатеринбурга, из дальних локаций - природные парки "Оленьи ручьи" и "Река Чусовая", где пролегают самые популярные турмаршруты.

Высокая эндемичность регионов УрФО препятствует развитию туризма
© Российская Газета

Акарицидные мероприятия довольно затратны. Так, в прошлом году из бюджета Екатеринбурга на эти цели выделили около 700 тысяч рублей. Частные компании обязаны вести борьбу с опасными членистоногими на арендуемой территории за свой счет: в последние годы на Урале активно развивается экологический туризм, открыты маршруты по бажовским местам, реализуется проект "Большая Уральская тропа", открыто свыше 120 глэмпингов и кемпингов. И все они по требованиям Роспотребнадзора должны обеспечить эпидемиологическую безопасность мест, где принимают отдыхающих.

- Клещевой энцефалит серьезно сдерживает развитие ряда направлений, которые предполагают классические походные условия. К примеру, спортивный, минералогический туризм. Кроме того, косвенно страдают от членистоногих общепит за городом и сектор развлечений. Если поездки по Уральским горам на квадроциклах предполагают подготовку вплоть до предварительного вакцинирования, то у гостей глэмпинга справку о прививке не попросишь, - считает Михаил Мальцев, президент "Уральской ассоциации туризма".

Свердловская область, как и соседние Тюменская и Челябинская, а также Пермский край входят в неблагополучную эндемичную зону по клещевому энцефалиту. Чуть полегче в Зауралье, где в 7 из 24 районов ситуация считается не столь опасной. На 13 мая Роспотребнадзор зарегистрировал в Свердловской области 7,8 тысячи пострадавших от клещей, что выше многолетнего уровня на пять процентов. Хотя о запрете лесных прогулок никто пока не говорит, устроители экологических турпроектов остаются настороже.

- Этой весной мы увеличим площадь акарицидной обработки. Прежде всего чтобы обезопасить посетителей парка. Уложиться планируем до конца мая, - уточнил директор "Оленьих ручьев" Михаил Калинкин.

Действующие законы запрещают опрыскивать химпрепаратами особо охраняемые природные территории, чтобы не нарушить экобаланс

Еще в середине апреля администрация парка, площадь которого превышает 12 тысяч гектаров, из-за высокой активности клещей ввела запрет на прогулки в отдаленных зонах. Табу на посещение левого берега реки Серги наложено до середины июля. Именно там находятся пещеры Большой провал и Дружба, возвышаются утесы с петроглифами первобытных людей. Впрочем, эти красоты всегда были целью для заядлых туристов, готовых тащить рюкзаки и ночевать в палатках. Они расположены вдалеке от троп выходного дня, поэтому на потоке обычных отдыхающих запрет вряд ли скажется.

По действующему законодательству обработка химпрепаратами особо охраняемых территорий, природных парков и заповедников запрещается, чтобы не нарушить экологический баланс и не спровоцировать исчезновение уникальных растений и животных. Несколько лет назад именно это жесткое правило стало поводом для конфликта, когда в "Оленьих ручьях" отказались выполнять предписание Роспотребнадзора на акарицидную обработку. При этом статистика была неумолима: вслед за увеличением числа туристов росли и цифры покусанных клещами. Оплачивать штрафы администрация парка не стала, спор перетек в суд, где ее обязали соблюдать предписания. Тогда защитники природы написали обращение в Госдуму и заявили о намерении оспорить санкции.

Рассказать "РГ", чем закончились судебные разбирательства, экологи отказались, но по факту получается, что победили требования безопасности: руководство парка уже не первый год оплачивает обработку части территории от клещей. Два основных турмаршрута раскинулись примерно на 400 гектарах леса, чтобы охватить их целиком, потребуются миллионы рублей, к тому же природе будет нанесен громадный ущерб. Поэтому химию решено распылять точечно, в потенциально опасных местах: на стоянках для отдыха и обзорных площадках. Причем дальше чем на метр от тропы посетителям рекомендуют не отдаляться.

- Любая площадка на особо охраняемой лесной территории требует индивидуального подхода. Либо мы бережем уникальные былинки и травинки, либо проводим массовые мероприятия. Если на конкретной поляне организуют туристические сборы, разумно ее обработать. Там же, где на каждом шагу краснокнижные растения и животные, химия остается под запретом, - пояснил "РГ" свою позицию директор Висимского государственного заповедника Михаил Федоров.

В целом тренд на экопутешествия прослеживается во всех российских регионах, параллельно с этим появляются и новые истории о встрече с клещами. Так, в начале мая в мессенджерах опубликовали новость, что сибиряк, пробежав 17 километров по туристическим тропам национального парка "Красноярские Столбы", снял с себя 62 кровососущих. Впрочем, все закончилось хорошо. "Никто не укушен, клещи сожжены, настроение бодрое", - написал автор поста. Посетители парка "Таганай" в Челябинской области, где обрабатываются только два турмаршрута, тоже частенько делятся в соцсетях рассказами, как столкнулись с переносчиками заболеваний.

Организаторы прогулок должны сами решить, как действовать, чтобы и экологию спасти, и людей обезопасить, считают эксперты. Стимулируют к этому не столько наказания, сколько бизнес-логика.

- Существуют требования к обязательной акарицидной обработке туробъектов на лесных территориях, но эффект от штрафов не так велик, как репутационный ущерб от случаев нападения клещей. Благодаря интернету любые негативные отклики могут кардинально сказаться на проекте. Так что лучше потратиться сейчас, чем потом возвращать честное имя, - уверен Михаил Мальцев.