Едем смотреть на «солнечную» архитектуру
В России есть невероятные объекты, в которых можно разглядеть мотивы главного небесного светила С 1994 года во всём мире 3 мая отмечают День солнца. Это – хороший повод вспомнить про интересные архитектурные решения. Например, здания радиальной формы или конструкции, напоминающие солнце с лучами. Строительство некоторых из них связано с языческими верованиями, а кое-где простая прихоть владельца. Если вы ещё не видели такие здания, стоит узнать о них и отправляться на «смотрины». Кенозерский национальный парк Где: в юго-западной части Архангельской области, на стыке Плесецкого и Каргопольского районов, западная граница парка проходит по границе с Республикой Карелия. Культурный ландшафт Кенозёрья получил статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО. Эта местность «несёт уникальное или по крайней мере исключительное свидетельство культурной традиции или цивилизации, которая жива или исчезла». Кенозеро — самое глубокое в Архангельской области, 91 м. В этих бескрайних лесах ещё множество других озёр поменьше, а между ними реки и речушки, связывающие всё в единую «транспортную сеть». Именно здесь проходил водный путь новгородского освоения Севера. И уже тогда появлялись деревни, сёла, волоки, погосты, поклонные кресты и часовни. Сюда бежали от нашествий, смуты и стихийных бедствий. По этим водным дорогам уходили от преследований царской власти старообрядцы. Сюда переселялись те, кто не претендовал на чужое, но готов был создавать своё, обживая безлюдные просторы. Вдали от войн и нашествий берега Кенозера стали естественным заповедником народного быта и творчества. В середине XIX века известный фольклорист и этнограф Павел Рыбников, высланный из столиц за революционную пропаганду, обнаружил, что здесь по-прежнему поют былины и исторические песни. Тогда-то и был записан и позже опубликован тот самый былинный цикл про Илью Муромца, Добрыню Никитича и прочих богатырей. Сейчас в деревне Вершинино в центре Плесецкого сектора парка даже есть музей, посвящённый былинному наследию. Здесь, в Кенозёрье, сохранился культурный ландшафт, формировавшийся веками: традиционные поселения с самобытными памятниками деревянного зодчества, в том числе деревянные церкви с «небесами» — особым перекрытием потолка. Подобный тип конструкции появился в XVII веке, когда храмы стали объёмнее и местные мастера стремились создавать подобие расписного купола, как в постройках из камня. Каркас конструкции «неба» напоминает солнце с расходящимися лучами и состоит обычно из 8, 12 или 16 граней. В христианском вероучении звёзды должны охраняться ангелами, поэтому на «небесных» гранях традиционным было изображение «ангельского собора». Фигурам семи архангелов («Небесному воинству») — Михаилу, Гавриилу, Рафаилу, Уриилу, Селафиилу, Варахиилу и Иегудиилу — отводится ведущее место на радиальных гранях в композиции «неба» часовни Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Тамбич-Лахта. Они изображаются с характерными атрибутами, признаками их иерархического служения: Михаил — с мечом и пальмовой ветвью; Гавриил — с фонарём, книгой или с цветочной ветвью лилии; Рафаил — с алавастром мира или со своим спутником Товией; Иегудиил — с царским венцом; Уриил — с огненным мечом и так далее. Исходным материалом для данной иконографии «небес» послужили стенописи каменных храмов, где фигуры архангелов часто размещались в куполах и между окнами барабана, а также гравюры и иллюстрированные печатные издания. Второй иконографический тип росписей, характерный для Кенозерья, — «небеса» с изображением апостолов. Святые выстроены в строгом порядке, соответствующем деисусному чину иконостаса. Они представлены на «небе» в небольших ракурсах, благодаря чему создается иллюзия движения. Шествие святых начинается от граней, расположенных на западной стороне, и, разворачиваясь по кругу, направляется к восточной стене. Уникальное явление кенозерских «небес» — подписное «небо» из часовни Николая Чудотворца в посёлке Усть-Поча. Авторская датирующая надпись, сохранившаяся в нижней части грани «Евангелист Иоанн Богослов»: «Писаны сии небеса въ 1881 году живописцомъ Федоромъ Захаровым Iокомъ урожденцомъ Олонецкой гу [бернии] Каргопольского уезда Мишковской волости дер [евни]. Большого Конева. Отроду 17 леть» позволяет отнести памятник к редким произведениям. Известно, что живописец Фёдор в течение трёх лет обучался живописному мастерству в Санкт-Петербурге, возможно, брал частные уроки у некоего известного художника, практиковался в Эрмитаже. Значительный комплекс известных произведений иконописца связан с ранним периодом творчества, до переезда в Каргополь в 1881 году Фёдор мог начать работать самостоятельно уже в возрасте 15 лет. Онежских крестьян вполне удовлетворяла его незамысловатая живопись, иконописец получал постоянные заказы на роспись местных храмов. Односельчане, вкус которых был непритязателен, предпочитали отдать церковный заказ своему крестьянину-иконописцу. Редкое явление в монументальной росписи северных храмов — наличие двух «небес». В церкви Георгия Победоносца в деревне Фёдоровская и церкви Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня в деревне Филиповская «небеса» располагались в алтаре и молельном зале. Дом купца Лужина в Кимрах Где: Тверская область, г. Кимры, ул. Кирова, д. 28 Жилой деревянный дом в этом месте стал одним из неофициальных символов города. Этот «теремок» изображали на открытках ещё до революции. История этого объекта очень интересна. Участок земли на Конной улице (сейчас улица Кирова) купил в 1906 году кимрский хлеботорговец Алексей Сергеевич Лужин. Он приобрёл землю у крестьянской вдовы Елены Рогуновой. Лужин обменял свою усадьбу в другой части села и доплатил тысячу рублей (примерно 1,2 миллиона рублей в сегодняшних деньгах). Краеведы считают, что идею «теремка» Лужин нашёл в столичном журнале. Образцом послужила баня-купальня частного имения на берегу реки Оредеж в нынешней Ленинградской области, спроектированная учеником Леонтия Бенуа — Александром Игнатьевичем Владовским. До наших дней она не сохранилась. Строительство начали в 1906 году и уже через 3 года закончили. Сразу обращает на себя внимание не имеющий привычного крылечка оригинальный вход, который делит архитектурную композицию рубленого купеческого особняка на две равные, но совсем не похожие друг на друга части. Левая - под сравнительно низкой крышей; по фасаду - одно широкое, скруглённое сверху так называемое полуциркульное окно. Правая половина крыта двухскатной кровлей, что делает эту часть как бы выше. И также одно, но уже круглое окно. Над коридором поднимается двухэтажная бревенчатая вышка с небольшими окошками. Над кровлей вышки - четырёхгранный шатёр. Ещё один такой же шатёр установлен на князьке левой половины теремка. По фасаду и вокруг окон рассыпаны растительные узоры. Считается, что по тем временам, этот дом имел самое большое окно диаметром 3,1 м. После революции в «теремке» были разные организации. Одно время там работала лавка обувной фабрики «Красная звезда», в 1990-е годы — салон игровых автоматов. Потом здание долго стояло заброшенным, но в 2014 году дом отреставрировал частный инвестор. Сейчас там работают небольшое кафе и обувная лавка с сувенирами. «Теремок» выкрасили в ярко жёлтый цвет, а его огромное круглое окно на торцевой стене, в окружении деревянного наличника весьма своеобразной формы, сразу отсылает к солнцу. Да и сам архитектурный памятник излучает солнечный свет. Теперь это яркий провинциальный модерн с гипертрофированным масштабом деталей, огромные круглые окна, башенки и шатровые крыши. Дом Лужиных небольшого размера, но над основным объёмом возвышается башенка – характерная деталь кимрского модерна. Башенка настолько органично вписана, что невозможно представить себе на этом месте что – то другое. В целом дом миниатюрен и уникален. «Храм Солнца» Где: Ленинградская область, Гатчинский район, посёлок Тайцы, усадьба Демидовых. Впервые поселение Тайцы упоминаются как местность под названием Стаища в 1500 году. В XVII веке оно находилось под властью Швеции, а в начале XVIII века эти земли были переданы Петром I адмиралу Головину. В разное время Тайцами владели Нарышкин, Амосов, Александр Корф и Абрам Ганнибал. В 1772 году Тайцы купил действительный статский советник, заводовладелец Александр Демидов. На этом месте он решил создать усадьбу, которая стала бы шедевром архитектуры. Порыв Демидова не случаен, дочь промышленника была больна туберкулёзом и заботливый отец вознамерился создать для неё настоящий дворец вдали от городской суеты. Главный дом в усадьбе для Демидова построил его зять, знаменитый столичный архитектор Иван Старов. Спроектировал Старов также и парк со сложной системой прудов, озёр и каналов. Постройка разместилась на высоком берегу у истока реки Веревы. В основе плана дома – квадрат, в угловые части которого встроены круглые террасы-лоджии. Вход в дом с обеих сторон охраняли львы, сегодня они остались только с одной стороны. Усадьбу окружал парк в 220 га, который сейчас сократился до 180. Самой известной постройкой в парке была ротонда «Храм Солнца». После смерти Александра Григорьевича Демидова в 1809 году имение отошло к сыну Григорию, при котором парк продолжал разрастаться и пополняться новыми объектами. После смерти сына парк пришёл в запустение, и в 1897 году Николай II передал усадьбу Обществу русских врачей. В Гражданскую войну усадьба была разграблена. При советской власти здесь размещались: санаторий для туберкулёзных больных, немецкий госпиталь, затем снова санаторий (закрыт в 1989 году). В Тайцах любили бывать Тургенев, Римский-Корсаков, здесь жил в начале прошлого века Пастернак. Но, к 2011 году усадьба значительно обветшала. Однако, летом 2019 года на территории парка проводили раскопки. В результате трёхнедельной археологической экспедиции специалисты нашла фрагменты павильона «Храм Солнца». На эти раскопки никто особых надежд не возлагала, но в первые же дни экспедиция обнаружила ту самую ротонду. Она интересна тем, что от павильона отходили 12 аллей-лучей, отсюда и название – «Храм Солнца». Громадные, скорее всего, белые колонны, сверху купол с небольшим шпилем - всё это в древнегреческом стиле ионического ордера. Так выглядела ротонда в момент своей постройки в конце XVIII века. Сейчас о былом величии напоминает лишь солидный фундамент диаметром 17 метров. - «Храм солнца» до начала археологических работ считался полностью утраченным. Выяснилось, что от него сохранились частично фундаментные рвы, заполненные валунами, и по всему контуру – отмостка из камня. Почему «Храм солнца» – потому что в любое время из него можно было наблюдать солнечный диск, – рассказывал в 2019 году младший научный сотрудник Отдела охранной археологии ИИМК РАН Андрей Городилов. Кстати, на территории усадьбы располагаются и солнечные часы. Выглядят они как куб, ориентированный своими гранями на восход и заход солнца и полуденную высоту. Часы изготовлены из молочно-голубоватого уральского мрамора. На северной грани нанесена монограмма «АГД», принадлежащая владельцу усадьбы - Александру Григорьевичу Демидову. На остальных – циферблаты гномонов, учитывающие перемещение солнца и указывающие истинное почасовое время. Пьедестал под кубом высотой 106 см выполнен из серого гранита. «Солнечная крепость» Где: Дербент, улица 8 Магал. В 1989 году был создан Дербентский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, на 2044 га которого расположены 250 памятников истории и культуры. Это жилые и общественные здания, храмы, археологические объекты, датированные IV–XX веками. Входит в состав музея-заповедника и знаменитый архитектурный комплекс «Цитадель Нарын-Кала». Расположенная в самом сердце Дербента, цитадель Нарын-Кала (в переводе на русский — «Солнечная крепость») ведёт свою историю с VI века. Дербентскую крепость возвели в VI веке по приказу персидского шаха Хосрова I Ануширвана. По одной из легенд, к строительству цитадели причастен Александр Македонский. Миф появился в Средние века, но основывался он на античных летописях, которые упоминали о покорении полководцем народов Кавказа. Позже авторы сами домыслили, что возвести такую мощную крепость, как Нарын Кала, мог только Македонский. На самом деле царь никогда не был в Дербенте, во время похода из Персии в Индию он проходил намного южнее. Нарын Калу, как было принято тогда, возвели на высоком холме, откуда было удобно контролировать движение торговых караванов. Вниз в город вела лестница почти с 200 ступенями — она сохранилась до наших дней. В конце VII века после трёхмесячной осады Дербент захватили арабы. После них крепость и Дербент были в руках монголов, ширваншахов, османов и снова персов. В XVIII веке местные власти добровольно отдали символические ключи от города Петру I. Однако официально Дербент стал частью Российской империи только в 1806 году. В Дербентской крепости — мощные стены высотой около 20 и толщиной от трёх до четырёх метров. Они сложены из больших блоков ракушечника, а небольшие отверстия заполнены известковым раствором. Изначально по всему периметру было 73 башни — оборонительных и смотровых, — причём возводились они через каждые 20-30 метров друг от друга. Система автономного водоснабжения цитадели Нарын-Кала заслуживает особого внимания. Она представляет собой огромные каменные резервуары, в которые по подземным каналам поступала вода из горных родников. Благодаря столь удачному техническому решению гарнизон и жители неприступной крепости могли без особых проблем выдерживать длительную осаду. Любопытно взглянуть на ханские бани, представляющие собой одноэтажное полуподземное сооружение. Внутреннее пространство разделено на два просторных зала, к которым примыкают несколько небольших помещений со сводчатым перекрытием. Есть здесь и такой зловещий памятник средневековой архитектуры, как подземная тюрьма-зиндан. Её глубина — 11 метров, внутренняя площадь — 25 квадратных метров. Внутри сооружение имеет форму кувшина с наклонными внутри стенами, чтобы узники не могли вскарабкаться по ним наверх. В XX веке крепость начали реставрировать: к тому времени её восточная сторона и вход были практически разрушены. С 2003 года цитадель Нарын-Кала включили в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Симбирский «храм солнца» Где: Ульяновск, пересечение улиц Минаева и Железной Дивизии. Только так и иначе называют здание Симбирской городской электростанции, введённой в эксплуатацию 112 лет назад, в самом начале 1913 года. Ведь глядя на этот объект легко можно провести его аналогию с древнеегипетскими храмами бога Солнца Амона-Ра в Карнаке и Луксоре. Городскую электростанцию в Симбирске проектировал городской архитектор Феофан Евтихиевич Вольсов (1879 – 1945). Он окончил Институт гражданских инженеров императора Николая I в Санкт-Петербурге, располагавшийся, кстати говоря, в относительной близости к Египетскому мосту. По всей видимости, древняя архитектура очень серьёзно занимала Феофана Евтихиевича — и мотивы Древней Греции или Древнего Египта были в его творчестве не случайны. Год 1913-й, в который была введена в эксплуатацию Симбирская электростанция, называют наивысшей точкой экономического развития Российской империи. В тот год отмечали юбилей, 300-летие царствующего Дома Романовых, воцарившегося на российском престоле в 1613 году. В связи с этим Симбирск получил миллион рублей, большая часть из которых была направлена на строительство городских предприятий: водозабора, электростанции и скотобоен. На электростанцию при этом первоначально возлагалась исключительно вспомогательная функция, с помощью электроэнергии качать воду на свияжском водозаборе. Феофан Вольсов не просто в кратчайшие сроки разработал проекты всех трёх сооружений, но экономически обосновал и настоял на увеличении мощностей электростанции, чтобы использовать вырабатываемую электроэнергию для освещения улиц и зданий. И скотобойни, и водозабор по самой сути своей должны были располагаться подальше от обжитых пространств, в этой связи электростанция приобретала особое значение. Выбранные зодчим «вечные» древнеегипетские формы — это как пожелание «кавказского долголетия» царствующему Дому, просуществовать не менее чем храмы Древнего Египта. Кто знал, что всего через четыре года Николай II отречётся от престола… Это теперь «храм Солнца», буквально, задавлен окружающей его современной застройкой – в самом начале городскую электростанцию окружала довольно обширная незастроенная площадь, на которой здание невероятно выразительно выделялось – чтобы подчеркнуть его значение и «сакральность», предлагалось даже запретить происходившую вблизи «священных» стен мелочную торговлю, портившую красоту картины. К полноте ощущений стоит добавить, что площадь кругом была немощёной, и в летнюю сушь здесь было пыльно, почти, как в пустынях Египта. Древние египетские храмы солнечных божеств были ориентированы на восток, чтобы поймать уже самые первые лучи восходящего cолнца. Свой «храм» Феофан Вольсов главным фасадом ориентировал на север. Год от года значение электростанции возрастало. Агрегатам всё теснее становилось в первоначальной «храмовой» архитектуре. Здание стало искажаться пристроями. Кстати, почин положил сам Феофан Евтихиевич. В 1933 году он спроектировал пристрой к зданию электростанции, перекрывший его южный, очень эффектный фасад с громадным, почти круглым оконным проёмом. Его ульяновский архитектор Борис Аржанцев удачно интерпретировал как восходящее солнце — точнее говоря, солнце незаходящее, освещаемое изнутри электрическим светом. А в полдень 7 февраля 1943 года на городской электростанции случился очень сильный пожар. Предприятию был нанесён значительный материальный ущерб. Масштабы бедствия усугублялись тем, что среди военного аврала без электроэнергии вмиг остались все ульяновские предприятия. Официально пожар стоил жизни двух человек. Электростанция была восстановлена в сжатые сроки благодаря усилиям главного энергетика завода имени Володарского.