Озёрные духи, чумы и квадроциклы. Удивительная жизнь «колоритного» поселка Чиринда за Полярным кругом
Всё, что надо, во дворе
Наверняка для многих жителей Москвы «глубинка» это все то, что начинается за МКАДом. Как сказала однажды прославленная фигуристка Ирина Роднина, называющая себя коренной москвичкой, для нее «столица заканчивается Третьим кольцом, а все, что дальше – не знаю».
Однако даже провинциальные города сегодня мало в чем уступают столице. Такие же неоновые огни, обновленные бульвары, «продвинутые» во всех смыслах люди. Будь то Екатеринбург, Томск, Барнаул или Кемерово – это хоть и провинция, но совсем не глубинка!
А вот поселок Чиринда, расположенный на краю плато Путорано, что в Эвенкийском районе Красноярского края, как раз и есть истинная российская глубинка. Это одно из самых северных поселений региона находится в зоне лесотундры на берегу озера. Однако добраться туда даже из поселка Тура, главного в Эвенкийском районе, весьма проблематично.
Расстояние между ними составляет порядка 450 километров, причем по бездорожью. Основной транспорт – вертолет! Правда, с конца декабря по конец апреля из Туры можно приехать сюда по автозимнику частным порядком, на попутке или на своей собственной машине. Впрочем, не каждая легковая сможет пройти по зимнику.
В Чиринде отлажено воздушное сообщение
В этом населенном пункте не так давно побывали блогеры, авторы канала «Субъективный путеводитель», которые поделились впечатлениями от поездки. Приехав в Чиринду, к своему удивлению они не обнаружили там не только гостиницы, но даже захудалого постоялого двора. И все же остановиться было где – в поселковой администрации, куда их любезно пригласила глава Маргарита Демьянова. Правда, заранее предупредила – они там будут не одни.
Другими постояльцами оказались сотрудники МТС из Красноярска, прибывшие в Чиринду с весьма благородной миссией – провести, наконец, в поселок, интернет, которого там до сих пор нет. Впрочем, появится ли выход во Всемирную паутину в обозримом будущем, неизвестно.
Работать специалистам предстоит, как говорится, «до победного», который постоянно откладывается из-за вечной мерзлоты, отчаянно сопротивляющейся бурению скважин под вышки. А пока что Чиринда обходится и без мобильной, и без спутниковой связи.
В таких вот домах живут чириндинцы
«Три кровати, стол, умывальник и кухня с кучей припасов, - так описывают путешественники импровизированный номер в здании местной администрации. – Туалет, правда, на улице. Впрочем, к иному чириндинцы не привыкли, поскольку все блага, как и полагаются истинно российской глубинке, у них во дворе».
Нет даже участкового!
Кроме местной «мэрии» в поселке есть небольшая библиотека, претендующая со временем превратиться в краеведческий музей. На самодельных стендах представлена история Чиринды и два известнейших её уроженца - поэт Николай Оёгир и художник Ануфрий Эмидак. Оба родились до Великой Отечественной войны, а годы их плодотворного творчества пришлись на 60-80-е. На отдельном стенде - работы местных мастериц из столь любимого эвенками бисера на амулетах-«солнышках».
Официальная главная площадь поселка расположена позади здания администрации. В центре - воинский памятник с весьма патриотической эпитафией: «Вечная память героям-эвенкийцам, защитникам Родины в годы Великой Отечественной войны!» Самое капитальное здание Чиринды, как и во всяком сибирском селе, - школа. Но сама по себе она невелика, хотя на фоне «лубяных» избушек местных жителей выглядит внушительно.
Местная школа
В поселке, по словам жителей, нет даже участкового, да он им, по большому счету, не требуется. Воровства там, где все друг друга знают с детства, практически не бывает. Многие, как и встарь, живут охотой, рыбалкой, промыслом пушнины. Но есть и огороды, на которых в летний период успевает вызреть картофель. А вот огурцы и помидоры, как правило, созревают в теплицах. Все же за Полярным кругом находится Чиринда!
Коренное население здесь, кстати, продолжает жить в соответствии с традициями предков. К примеру, уходя с озера, которое находится неподалеку, принято оставлять чай, сахар, печенье и сигареты, дабы задобрить духов. Несмотря на то, что чириндинцы живут в частных домах, у них на подворьях, как правило, установлены чумы (по-эвенкийски «дю»). Правда, используются они в основном в качестве летних кухонь.
Центр поселковой культуры
Как говорят старожилы, в советские времена в поселке были и колхоз, и звероферма, и людей на порядок больше, нежели сейчас (чуть больше 200 человек). Однако все это осталось в «светлом прошлом». Сегодня «колорита» поселку добавляют разве что квадроциклы, имеющиеся у некоторых местных жителей.
Не правда ли, удивительно, что в России ещё сохранились такие уголки, куда массово не проникли вездесущие туристы, где можно посмотреть на обычную жизнь коренных северных народов, пообщаться с охотниками, попробовать «северных» деликатесов. Ну замечательно же!