Петербургские предприятия используют промышленный туризм для привлечения кадров

В Северной столице в рамках всероссийской программы "Открытая промышленность" создано 144 индустриальных турпродукта, сообщили "РГ" в Городском туристско-информационном бюро Санкт-Петербурга. В 2024 году этот показатель увеличился на 17 процентов по сравнению с предыдущим годом. Компании заинтересованы в развитии промышленного туризма, поскольку для них это эффективный инструмент стратегии подбора персонала. Корреспондент "РГ" узнал, как экскурсии на предприятия города помогают им в решении проблемы нехватки сотрудников.

Петербургские предприятия используют промышленный туризм для привлечения кадров
© Российская Газета

Для старшеклассников экскурсии на заводы - это возможность определиться с будущей профессией. А студенты вузов и колледжей могут вживую познакомиться с потенциальным рабочим местом: увидеть, в каком графике работает завод и какая на предприятии культура производства.

- Индустриальный туризм рождает массу новых идей для продвижения промышленных предприятий. Экскурсии, документальные фильмы и видеоконтент, который мы делаем в соцсетях, позволят школьникам и студентам посмотреть на производство изнутри, проникнуться его духом и по-хорошему заразиться идеей работы в промышленности, - отмечают в городском туристско-информационном бюро Петербурга.

Как рассказали "РГ" в пресс-службе компании "Балтика", рост популярности промышленного туризма меняет имидж работы на заводе в позитивную сторону: помогает сделать работу в пивоварении престижной и сформировать лояльность к компании как к работодателю.

На предприятии действует два формата экскурсий для разных целевых групп: ознакомительная и учебная. Первая предназначена для всех желающих познакомиться с процессом производства пива и научиться разбираться во вкусовой палитре пенных напитков. Вторая программа разработана для учебных групп партнерских вузов.

- Прежде всего прийти на завод хотят те студенты, чья профессия может быть связана с производством: инженеры, операторы линий, механики, технологи. Для них экскурсия - это возможность увидеть процессы изнутри, узнать детали будущей профессии и изучить возможности для трудоустройства. Для молодых талантов в нашей компании есть два вида программ развития: оплачиваемая девятимесячная стажировка для студентов последних курсов и для выпускников вузов, которые готовы развиваться и учиться на производстве и в сфере логистики, - объясняют в пресс-службе компании.

В 2024 году общее количество экскурсантов, посетивших завод "Балтика-Санкт-Петербург", выросло на 37 процентов относительно 2023-го. Тенденция усиления интереса к промышленному туризму сохраняется: по итогам первых трех месяцев 2025 года количество посетителей увеличилось еще на 48 процентов год к году.

АО "КО "Любимый Край" тоже использует промышленный туризм как один из стратегических инструментов формирования кадрового резерва. За прошлый год предприятие приняло 12 тысяч гостей. Это на 14 процентов больше, чем в 2023-м. Среди посетителей - школьники, их родители, жители Ленинградской области и других регионов.

Экскурсия — это возможность увидеть процессы изнутри

Во время экскурсий учащиеся знакомятся с полным циклом производства, от замеса теста до упаковки готовой продукции. Это позволяет им увидеть реальные условия труда и понять, какие знания и навыки необходимы для работы на предприятии. Особое внимание на заводе уделяется связи производственных процессов с предметами школьной программы. Кстати, городские власти хотят интегрировать посещение предприятий в школьную программу, чтобы содействовать решению кадровых задач в будущем.

По данным аналитиков "Турбарометра Санкт-Петербурга", самыми популярными предприятиями среди школьников стали фабрика "Ленигрушка", Обуховский завод, кондитерская фабрика Самойловой, завод "Русские самоцветы" и стеклодувная мастерская на базе Музея художественного стекла.

Индустриальный туризм не ограничивается лишь экскурсиями на производства. Заводы организуют также культурно-просветительские мероприятия. Например, в прошлом году заводы "Армалит", ОДК "Климов", "Силовые машины" и Средне-Невский судостроительный завод стали площадками для концертов Губернаторского симфонического оркестра. Многие компании внедряют мастер-классы для взрослых и детей и обустраивают корпоративные музеи.

В Тему

Как рассказала директор дивизиона "Городская экономика" Агентства стратегических инициатив Ольга Захарова, в 2024 году к программе "Открытая промышленность" присоединились две новые компании в сфере кинопроизводства - ООО "Телевизионно-технический центр" Пятый канал и киностудия "Лендок". Совместно с другими участниками программы они планируют создать турпродукт, который позволит познакомиться с процессом производства современных фильмов и телевизионных проектов.

Между тем

Рост интереса к посещению фабрик и заводов наблюдается не только со стороны молодежи. Предприятия активно принимают гостей всех возрастных категорий.

- Предприятия - участники программы "Открытая промышленность" в Петербурге за 2022 год приняли около 77 тысяч человек, в 2023-м - примерно 87 тысяч, а в 2024-м - уже порядка 110 тысяч посетителей, - отмечает Ольга Захарова.