Свистать всех наверх!

У кого-то семейная реликвия — украше­ния или антиквариат, а вот у москвича Сергея Бочарова... теплоход! Он отрес­таврировал судно «Политрук Бочаров», когда-то названное в честь его дедушки.

Свистать всех наверх!
© Вечерняя Москва

У моряков есть примета, которая гласит, что женщина на корабле — к беде. Сергей же с этим не согласен. Ведь не может принести несчастье та, что вложила так много сил в реконструкцию их семейного судна.

— На протяжении семи лет, пока мы были на берегу, вместе с супругой Юлией мы каждый день после работы занимались работами на теплоходе: искали материалы, проектировали системы, красили, шпаклевали, — рассказывает Сергей. — Конечно, периодически привлекали помощников, но вся реставрация, «от» и «до», происходила при нашем участии. Единственное, что нам не удалось освоить, — это сварочные работы.

По словам Сергея, теплоход был выпущен в 1950 году. Тогда он принадлежал не семье Бочаровых, а Черноморскому морскому пароходству. После его выкупило одно запорожское предприятие.

— Но в 2013 году завод понял, что ему этот актив не нужен, и выставил на продажу по цене металлолома. Мы же решили его выкупить и постепенно восстановить,— говорит Сергей. — Суммарно реконструкция теплохода заняла десять лет. Такой большой срок связан с масштабностью и сложностью работ по модернизации лодки.

Бочаров добавляет, что началось все с ремонта корпуса и перепланировки всех помещений.

— Мы заново перестроили рулевую рубку и укоротили корпус судна за счет вырезания центральной цилиндрической части. Так, вместо 21,15 метра в длину теплоход стал 19,89 метра. Эта мера была необходима по требованиям к маломерным судам, — говорит Сергей. — Кроме того, выполненные работы сделали судно более устойчивым на воде.

Затем началась реставрация внутренней части теплохода. Бочаровы заменили двигатель, установили более надежные системы вентиляции, кондиционирования, отопления, водоснабжения и прочие необходимые элементы. — Дальше перешли к более интересным вещам — созданию интерьера. Придумали дизайн салонов, кают в стиле 1950-х годов, — рассказывает капитан «Политрука Бочарова». — Последним этапом были закупка и установка современного навигационного оборудования с возможностью сохранения исторического облика рубки. Отдельных трудов, конечно, стоили документация, сертификация теплохода и получение разрешений на эксплуатацию.

Сергей отмечает, что «Политрук Бочаров» был полностью перестроен, но сохранил дух эпохи 1950-х.

В общем, судьба у теплохода интересная, как и у человека, в честь которого он назван.

— Мой дедушка Михаил Бочаров прошел Великую Отечественную войну с первых дней до самого Берлина, имеет множество орденов и медалей, — говорит Сергей.— Один из его подвигов — приостановка оккупации фашистами города Запорожье. Дедушка в группе добровольцев пробрался на мост через Днепр (мост Преображенского. — «ВМ»), поджег застрявшую на путях цистерну с толуолом (нефтяной продукт. — «ВМ») и взорвал два пролета. Благодаря этому оккупация задержалась на целый месяц. Советские граждане успели вывезти из Запорожья десятки тонн оборудования металлургических комбинатов. А после войны, когда мост Преображенского восстановили, отрыл его дедушка, торжественно перерезал ленту.

Дальше, по словам Сергея, Михаил Захарович Бочаров отвечал за восстановление Запорожья. Тогда Леониду Брежневу, занимавшему на тот момент должность первого секретаря Запорожского обкома партии, пришла идея к каждому заводу прикрепить прогулочный теплоход, чтобы трудящиеся могли отдохнуть после работы. Воплощением проекта занялся Михаил Бочаров. Впоследствии один из таких теплоходов и назвали в его честь.

Сейчас же на судне правит целый семейный подряд Бочаровых: капитан Сергей, старпом Юлия, а вместе с ними — неуловимый юнга Юрий, отвечающий на теплоходе за хорошее настроение родителей и гостей.

ФАКТЫ

«Политрук Бочаров» ходил по Ладожскому, Онежскому, Сайменскому озерам, рекам Нева, Свирь, Волхов, Сясь.Сегодня судно путешествует в водах Ладожских шхер.Подобных пассажирских теплоходов было выпущено всего 14 на Севастопольском морском заводе имени Серго Орджоникидзе. Примерно с 1962 года их начали списывать. Но «Политруку Бочарову» повезло и его модернизировал запорожский завод под прогулочный.